Личностное развитие в юношеском возрасте

Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь.

Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу – интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.

Общение и отношения в юношеском ворасте

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении (не только в школе, семье, но и в разных, социальных, виртуальных пространствах). Содержание и характер общения юношей со всеми категориями определяются решением проблем, связанных со становлением их как субъектов отношений. Основные темы: обсуждение личных дел, планы на будущее, взаимоотношениее юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, свое развитие физического и интеллектуальное. Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью и устойчивостью. Друг впервые осознается как alterego (другой Я). Ему можно «излить душу», с ним можно поделиться переживаниями, секретами и надеяться на совет, дружеское общение является:

-важным каналом специфической информации, которую нельзя или стыдно получить от взрослых;

-специфическим видом деятельности и межличностных отношений (усвоение статусов и ролей, отработка коммуникативных навыков и стилей общения и т.п.);

-специфическим видом эмоционального контакта.

При этом юношескому возрасту характерна: требовательность, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность, избирательность в общении и жестокость к чужакам, отличающихся цветом кожи, социальным происхождением и тд.В ранней юности есть потребность в уединении. В уединении юноши проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. (в играх, сериалах, мечтах). Первая любовь следствие стремления юношей к эмоциональному контакту, душевной близости.Возникают проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения со взрослыми сложны, но влияние родителей по многим проблемам остается для юношей преобладающим нежели со сверстниками. Взаимодействие возможно только на основе взаимоподержки. Смысл доверительного общения со взрослыми в возможности найти понимание своих проблем, сочувствие и помощь в их решении через опыт взрослых людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: