Основные закономерности психического развития: неравномерность, скачкообразность, стадиальность и наличие сензитивных периодов

Условия психического развития.

1.Жизнь среди людей (воспитание и обучение).

2.Собственная психическая активность ребенка.

Психическая активность проявляется в деятельности стать человеком – значит научиться действовать.

4.Психическое развитие и деятельность.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения, подчиняется своим закономерностям. Они проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Это не случайные факты, а главные, существенные тенденции.

1. Неравномерность и гетерохронность.

Каждая функция идет своим особым темпом и ритмом становления. Что впереди, что- то отстает, затем функции, которые отстали, становятся приоритетными в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Первые месяцы наиболее активно развиваются органы чувств, позднее на их основе формируются предметные действия, затем речь, наглядно- действенное мышление.

Периоды наиболее благоприятные для развития той или иной стороны психики, когда обострена чувствительность называются СЕНЗИТИВНЫМИ.

Функции развиваются наиболее успешно и благоприятно.

2. Стадиальность.

Психическое развитие происходит стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Год младенчества не равен году в отрочестве. Стадии следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике, их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию.

Каждая стадия имеет собственную ценность. Поэтому как подчеркивал А.В. Запорожец "важно не ускорять психическое развитие, а обогащать, расширять возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности"

Это обеспечивает переход к новой стадии развития.

Характеристиками стадий психического развития выступают:

Социальная ситуация развития.

Ведущая деятельность.

Основные новообразования.

 

Предпосылки и условия психического развития.

Психическое развитие и деятельность.

Что такое развитие?

Развитие человека- это созревание, количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств.

В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

От понимания значения термина «психическое развитие» зависит определение путей обучения и воспитания, подхода к ребенку, понимание особенностей его развития.

На психическое развитие ребенка влияют 2 основных фактора: биологический (природный) и социальный (условия жизни, окружающая среда).

 

Л.С. Выготский определил развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях».

Поэтому критерием психического развития он считал возрастные новообразования. Выготский Л.С. указывал, что детская жизнь состоит из эпох, характеризующихся медленным эволюционным развитием, отдельных друг от друга кризисами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: