Методы организации социально-культурной деятельности

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

Методы СКД могут быть:

= словесными (сообщение, разъяснение, обсуждение и т.д.);

= наглядными (экспонирования, демонстрация, экранное информирование и т.д.);

= консультативно-презентивными (информационно-рекомендательные, презентивно-иллюстративные, критико-аналитические и т.д.);

= художественного воздействия (театрализация, искусство и т.д.).

Наиболее распространены 3группы методов соц.-кул. воздействия.

1. Методы формирования общественного сознания:

информирование (ориент-н на передачу к-л фактов от информатора (коммуникатора) к потребителю инфо (реципиенту). В основе констатация события или явления;

разъяснение (установл-е причинно-следств-х связей м/у событиями или фактами и причинами их вызвавшими). Разъясн-е сртем-ся к объектив-ти, т.е. определ-т значимость соц-х процессов, обусловивших возникновение факта или события;

комментирование (содержит в себе долю субъективизма в трактовке событий, передачи инфо). Субъектив-ть иногда препятст-т передаче инфо в том виде в кот-м они могли бы быть представлены; — обобщение инфо (подведение итогов, определение закономерностей, раскрытие особ-тей информ-х процессов, определ-е значимости тех или иных фактов д/развития последующих событий, рассмотрение фактов в перспективном развитии);

внушение (психоинформационный способ воздействия на личность (соц-ю группу), основанный на некритичном восприятии инфо (25 кадр). Активно влияет на сознание общества и может привести к необратимым процессам;

заражение (апеллир-ет к психике ч-ка, явл-ся ср-вом возд-ия на эмоции ч-ка или соц. Группы, осущ-ся путем передачи стереотипов поведения на основе накалов чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом (Гитлер, Жириновский)); — убеждение (построение строгой системы доказ-в и аргументации тех или иных фактов д/жизнедеят-ти общ-ва. Этим методом польз-ся образоват-ные учр-я, явл-ся ключевым в науч. деят-ти.

2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности (преобр-е знаний в умения и навыки): — включение в различные формы непрерывного просвещения;

привлечение к разным видам любительского творчества;

упражнение (доведение до автоматизма тех дейст-й, кот-е необх-мы в тех или иных СК сит-ях);

приучение к выполнению общественно-культурных функций;

самоорганизация;

самоуправление; — самообразование;

самообслуживание (ведущие методы в СКД, принцип инициативы и добровольности);

игра (позвол-т создать 2-ю реаль-ть, особые условия сущест-я ч-ка в опред. период вр. Копир-т реаль-ть, но в то же вр. устан-т правила кот-м должен след-ть каждый учат-к игры. Знания, получ-е в различ-х обл-х жизнедеят-ти преобраз-ся в умения) и т.д.

3. Методы стимулирования социально-культурной активности (позвол-т активизир-ть процессы вкл-я ч-ка в СКД):

положительный пример;

соревнование его исп-е огран-ся психол-ми особ-ми людей, на кот-х напр-н это метод, основан на азарте, эффективности);

требование;

общественноемнение;

поощрение (похвала, материальное поощр-е, призовая система);

перспектива (когда каждое последующее дейст-е обосновывается необх-тью получения желаемого результата);

критика (явл-ся эффект-м методом, ориент-н на оценку рез-тов деят-ти, примен-ся в кач-ве возд-вия извне. Особая опасность д/людей занятых творч-м делом)

и самокритика (эффект-н в том случае, если самооценка личности адекватна, т.е. приближена к субъект-ти. Если самооценка завышена – самокритика невозможна (исключена в силу неспособ-ти лич-ти конструктивно оценивать результаты собств. деят-ти) При завыш-й самооценке метод самокритики способен нанести психолог-ю травму).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: