Культурная политика – совокупность основанных на концептуальном представлении о роли и месте культуры в жизни Об. организационно-управленческих принципов, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых ресурсов, правового обеспечения и практических мер (по сути: властная деятельность в сфере культуры).
Культурная политика - одна из непреложных функций любого государства. Однако степень гос. регулирования кул. деят-ти в странах с разным уровнем развития имеет принципиальные отличия. В США, Велик. и странах с высоко развитой экономикой и сложившимися демокр. традициями она носит весьма ограниченный характер, предоставляя общественным институтам и самому чел. широкие возможности в выборе содержания и форм духовного творчества. В странах с тоталитарными режимами эта политика стремится поставить под контроль все формы культурной деятельности, использовать культуру как средство идеологического воздействия на разные группы населения и укрепления существующего строя.
|
|
Но в любой стране гос. культурная политика призвана:
= обеспечить охрану и учет культурного наследия, сохранение и преемственность национально-культурных традиций, защиту нац. К. и языка в мире расширяющихся межд. контактов;
= разрешить проблему общедоступности ценностей К., создать возможности широкого и эффективного историко-культурного просвещения для вовлечения различных слоев населения в СКтворчество;
= поддерживать диалог культур, междун. культурные связи;
= добиться внедрения культурных начал в сферу труда, образования, управления, соц. отношений, в быт, досуг и др. области жизнедеятельности;
= осуществлять постоянную поддержку профессионального и любит. творчества; способствовать новаторству в культуре;
= противостоять непомерной и нравственно немотивированной коммерциализации К.;
= стимулировать развитие общенац., регион. и муниц. инфраструктуры СКД;
= осуществлять нац., рег., муниц. и отраслевые культурные программы;
= сформировать систему подготовки специалистов СКД;
= привести органы управления культурой, систему планирования, финансирования и прогнозирования ее дальнейшего развития в соответствие с требованиями социального, науч.-техн., духовного прогресса.
Объект КП: человек, соц. группы, Общество.
Предмет КП: процесс хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во все сферы жизнедеятельности.
Цель, сверхзадача КП: развитие личности средствами культуры.
Социально-ориентированная культурная политика утверждения культуры во всех сферах жизнедеятельности, подготовка специалистов социально-культурной сферы, создание благоприятной культурной среды, нравственно-эстетическое воспитание и формирование умений и навыков культурной деятельности у подрастающих поколений опираются на философию, социологию, психологию, педагогику, теоретическую культурологию, другие направления гуманитарного знания, но ведущей дисциплиной, обеспечивающей научное осмысление этих процессов, выступает прикладная культурология.
|
|
Цель КП – стремление сохранить или изменить картину мира людей так, чтобы это соответствовало интересам субъекта К.П. Такой субъект д.обладать ресурсами (материальными, фин., кадровыми, инф-ми) для осуществления К.П.
Культурная жизнь предстает как поле борьбы различных субъектов = групп населения (носителей разных субкультур), создателей культурный ценностей, различных общественных институтов, занятых сохранением и распространением ценностей. Отсюда, К.П. – это борьба интересов различных субъектов культурной жизни, в которой самую важную роль играет распределение ресурсов (фин, мат, кадровых, инфо .) Основные понятия- Картина мира – это синтетическое панорамное представление человека о конкретной действительности, система взглядов о мире включает: мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.
Субъекты К.П.:
· государство, воздействие которого осущ. через управление религией, наукой, ис-вом, через трансляцию гос. идеологии;
· создатели культ. ценностей, их пропагандисты и использователи в своих полит, нац, конфесс и др.целях;
· отдельные физ. лица, имеющие в этой сфере свои интересы и располагающие соответ. ресурсами.
® Т.О. культурная политика – это определенное воздействие субъекта культурной жизни на культуру с целью сохранения или изменения нац. картины мира или картины мира некой субкультуры.
Средства осуществление К.П. разнообразны – соц.институты религии, ис-ва, науки, занимающиеся созданием новых культур. ценностей, отбором накопленного культ. богатства. Каналы распространения – соц.институты образования, СМИ. Все это – комплекс, формирующий картину мира в массовом сознании.
К.П. имеет два аспекта:
· Внутренняя К.П направлена на формирование общенац. картины мира и ее распространение среди граждан; поддержание и сохранение существующей картины мира в форме традиции и передача ее последующим поколениям; развитие, модернизация, приспособление существующей картины мира к меняющейся реальности.
· Внешняя К.П направлена на защиту своеобразия картины мира от внешних влияний более сильных культур; пропаганду важнейших фрагментов нац. культуры за рубежами нац. гос-ва с целью ознакомления. Бывают инновационная К.П. (субъект стремиться ускорить эволюцию картины мира) и консервативная (субъект стремится замедлить эволюцию, сохранить ядро культуры).
Современное гос-во имеет механизмы К.П. В каждом развитом государстве есть соц.институты, уполномоченные выполнять функции:
· общественного признания отдельных произведений ис-ва и их авторов;
· отбора, хранения, трансляции культ. благ, полученных из прошлого и освящаемых самым фактом хранения;
· формирования вкусов и интересов потребителя.
Есть регулирование и саморегуляция культуры. Управление этой сферой:
· научно-идеологичекий уровень – через худ. культуру, эстетику, историю, социологию;
· социально-психологический – через художников и аудиторию, придания им статуса.
· правовой – законодательное регулирование, обеспечение доступности культ. ценностей, защита прав художников;
· экономический – ценовой механизм. Финансирование.