Методика формирования медиакультуры личности (на примере кино иТВ)

Научно-технический прогресс, динамизм соц. жизни, расширение международных контактов, бурное развитие таких СМИ как интернет, видеопродукция, спутниковое ТВ, привели к формированию нового системного качества – общечеловеческой информационной и медиакультуры, которая вобрала в себя мировые научные и производственно-технологические достижения; образцы воспитания, образования, общественно-политич. жизни; созданные разными народами и поколениями шедевры искусства и иные формы культурной деятельности.

При всей прогрессивности этого процесса, он протекает достаточно противоречиво и несет в себе не только лучшие, но и весьма спорные явления соц. действительности. ТВ и кино способны сегодня донести сведения о выдающихся открытиях, ход олимпийских состязаний, голоса гениальных певцов, но в то же время они столь же широко тиражируют образцы насилия, деяния террористов и другие явления антикультуры. И в этой ситуации задача СКД в том, чтобы разработать и внедрить такие технологии вовлечения чел. в мир культуры, которые, способствую сохранению и дальн. развитию нац.-культ. традиций и нац. менталитета, формировали бы у него избирательное отношение к Инф., научили отличать подлинное искусство от подделок, помогли воспринимать реальные ценности общечел. культуры.

Понятия видеокультура и экранная культура. Термин «видеокультура» используется сегодня в широком и узком смыслах. В первом случае он связан со всеми явлениями визуальной культуры, во втором – собственно с видео в отличие от телевидения, кино и др. Этот термин уже утвердился в исследованиях социологов, культурологов, эстетиков.

Видеокультура прочно входит в сферу досуга людей, она позволяет решить сложную социально-историческую, философскую проблему свободного времени человека в широком смысле, поэтому, телевидение, видео, кино также и другие каналы средств массовой информации и социально-культурные учреждения сами пытаются определить свой стиль, создать новые формы видеокультуры, для которых экран отнюдь не основной способ бытования, а лишь исходный плацдарм, с которого начинается их активное внедрение в повседневную реальность человеческого бытия.

Экранная К. складывается на основе синтеза компьютера, видеотехники, средств связи и каналов передачи информации. Широкое развитие экранной К. – историко-культурная неизбежность, вызванная техническим и технологическим прогрессом. Однако отставание СКД от темпов научно-технич. прогресса и ее неготовность к выработке оптимальных способов освоения нового типа коммуникации привели к тому, что экранная К. в условиях стихийности лишает духовный мир чел. его многомерности, в значит. мере ограничивает его подлинное богатство. Типичные болезни начала 21 века – «видеотизм» и «синдром Интернета», которые сужают поле интеллектуальной активности и способствуют гиподинамике. На процесс усвоения К. явно отрицательно сказывается и так называемая «кнопочная» методика проведения дом. досуга, кд чел. оперируя компьютером, ТВ, ДВД…, лишает себя творческого процесса чтения, а главное, проявления соц.-культ. активности.

Экранная культура складывается при общении с медиасредствами. Медиаобразование – одна из важных проблем современного информационного общества.

MASМедиа – это мир современно новых возможностей для формирования информационной культуры, который многие слабо себе представляют. Дословно это понятие – «многосред» – включает звуковую, видео, графическую, компьютерную среды. Объединение их обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: не просто пассивно созерцать, а активно участвовать в происходящем.

Средства мультимедиа нашли широкое применение в сфере образования и развлечений (игры), справочных системах, рекламе, выставках, презентациях товаров, фирм, услуг и др.

Сейчас разработан специальный курс «Медиакультура», который охватывает весь спектр проблем массовой коммуникации, поэтому медиаобразование можно считать одним из главных направлений по формированию информационной культуры.

Кино и ТВ являются полноправными и эффективными составляющими СКД. Кроме того, они стимулируют процессы, происходящие в СКД.

Кинематограф, наряду с худож.литературой, архитектурой, музыкальным ис-вом, относится к важнейшей сфере культурной деятельности, определенной политикой государства в области культуры. Начиная с первых дней своего существования, кино взяло на себя 2 функции: информативная и просветительская. Первые фильмы были информативными: коронация Николая II; просветительские, т.к. 90 % населения были неграмотные, но визуально м.получить информацию («О жизни и разведении оленей на Севере», «О разведении форели»). Так, С.А. Герасимов обосновал методику нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства.

Со времени появления телевидения (50-х г 20в.) начинается также просветительская деятельность («Кинопанорама» в 50-е гг.). ТВ подхватило то, что делает кино и расширило эти рамки. В наст. время телеканал «Культура» утверждает художественно-педагогические формы эстетического просвещения.

Можно выделить следующие направления, которые поддерживают СКД:

1. Информационный и просветительский процесс. Например, фильм «Кормление ребенка» выполняет просветительскую функцию кино. Существуют просветительские передачи и целые каналы (Культура, Дискавери, Анимал и т.п.) на телевидении.

Информационный процесс активно поддерживает телевидение, которое имеет информационные программ (новостные информационные программы создают все крупные телеканалы)

2. Эвристическая функция кинематографа (открытие) осуществляется за счет открытия нового для человека или человечества.

Так, фильм режиссера Протозанова «Аэлита» (по роману А.Толстого) – это 1-я космическая одиссея в кино. Люк Бессон «Голубая бездна» - открытие глубоководных сцен, снятых в океане и море.

Телевидение осуществляет эту функцию постоянно. Можно вспомнить различные программы, например, «Клуб кинопутешественников» - создан в 1956 году Шнайдером, долгие годы вел Сенкевич.

3. Прогностическая функция.

«Очевидное невероятное» - открытия, которые продвигаются к нам.

Кино выполняет эту функцию (подобно литературе, которая также предсказывает порой будущее). Например, Тарковский «Солярис».

4. Рекреационная(рекреативная) функция.

Семейный досуг – просмотр семейных кинофильмов как в кинотеатрах, так и по телевизору. Семейный просмотр некоторых передач. Важный этап - приход «клипмейкерства».

5. Гедонистическая функция (наслаждение от увиденного).

Одна из основных для кино и телевидения, так как люди смотрят кинофильмы и передачи часто потому, что получают наслаждение от этого просмотра. При этом разные люди любят разные фильмы и передачи: исторические, эротические, музыкальные, видовые и т.п.

6. Самореализация. Люди, под влиянием телепередач или кинофильмов приобщаются к деятельности, которая в них демонстрируется. Начинают сами снимать кино, фотографировать, готовить и т.п.

7. Коммуникативная. Кино собирает людей, объединяет их. Причем это может происходить в кинотеатрах, в клубах любителей кино и т.п. Просмотр телепередач или фильмов по телевизору может способствовать объединению семьи и т.п.

8. Педагогическая. Кино и телевидение – своеобразная педагогическая система.

В советский период активно развивался кинематограф для детей. Существовала специализированная студия детских и юношеских фильмов (им. М.Горького), постоянно выпускались фильмы для детей – «Тимур и его команда», «Старик Хотабыч», «Неуловимые мстители» и т.п.

Сегодня на телевидении снимают «Ералаш», «ОБЖ».

На ТВ – передачи с элементами воспитания «Спокойной ночи малыши» и т.п.

9. Катарсис (очищение). Аристотель. Часто очищение через страдание, через слезы. Присутст-т в кинематографе, ч/з ТВ влияют на нас. «Иваново детство» - Тарковский; телепередача «Найди меня».

Т.о., в многообразии СМИ заложен огромный созидательно-организующий, просветительный и развлекательный потенциал, но эти же средства готовы нести и негативную, деструктивную Инф. Медиакультура Л. (и интеллектуальная, эстетическая К.) в значит. мере выражается в избирательном отношении к различным источникам Инф., в способности ее критической оценки и осмысленного восприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: