Взаимодействие церкви и государства в совр. жизни общества: проблемы, направления, формы

Крещение Руси князем Владимиром в 988 году явилось крупнейшим событием, как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям. Величайший поворот Древней Руси от язычества к христианству сопровождался выработкой четкой целевой установки – формированием новой общности – Святой Руси, нового чел. – православного христианина. Христианство выработало свой идеал в образе Иисуса Христа. Осн. принципы жизни изложены в Нагорной проповеди Христа. Чтобы они вошли в плоть и кровь верующего, нужна была специально организованная религ. деят-ть. Ее осознанным носителем стали проф. служители православного культа. Профессиональные субъекты православия вырабатывают методы воздействия на верующих: проповедь, молитва, крестный ход, исповедь и т.д. Для отправления религ. обрядов возникают правосл. институты – церкви, монастыри, церковно-приходские школы.

При монастырях в 11-12 веках начали собираться первые библиотеки. К 13 веку появилась и «мирская» литература, книжное чтение стало одним из основных занятий образованных людей Руси. Монастырь стал центром духовного образования, благотворительности и просвещения, которые стали традиционными для деятельности монастыря. Благотворительность всегда была одной из важнейших монастырских традиций.

Увеличилось число церквей на Руси, церковная трапезная нередко становилась местом общинных сходок и праздничных церемоний. Церковь давала возможность приобщиться посредством богослужения к лучшим образцам зодчества, живописи, музыки, печатного слова.

До XVIII в. в России преобладало церковное образование. Церковная школа, при этом, хотя и несла зерна просвещения в народ, все же в основном была нацелена на подготовку священников, ученых монахов, сочинителей проповедей и духовных книг. Однако новое время выдвигало новые требования. Старая школа не могла подготовить квалифицированных специалистов для бурно развивающейся промышленности, армии и флота. Потому в первой половине XVIII столетия создается единая система светских школ. Но и церковь продолжала строить новые школы, носящие уже сословный характер. Школы и училища создаются специально для детей духовенства с целью приготовления обучающихся к духовному званию. Семинарии --- Духовные Академии.

При Александре I духовно-учебные заведения были объединены в одну систему.

В 1929 — 1938-м годах осуществляется целенаправленная политика разгрома религиозных организаций в СССР, которая привела почти к полному истреблению легального духовенства. Однако, несмотря на почти полный разгром организационной структуры церкви, множество запретов, которые охватывали все ее стороны, жесточайшие гонения, она сумела выстоять и выжить……

По Конституции (ст. 14) РФ – светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной. Религ. объединения отделены от Гос. и равны перед законом……

В период реформ, отказавшись от диктата атеизма, произошел уход в другую крайность – стремление возложить на Ц. политические и соц.-культ. функции, кот. она в силу своей природы и ряда субъективных факторов не в состоянии реализовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: