Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации

ДОСУГ -часть своб.вр., используемая д/товарищеского общения, потребл-я цен-тей духовн. культуры, любительск.тв-ва и др. форм нерегламентиров-й деят-ти, обеспечивающей отдых и дальнейш. развитие личн-ти.

ФУНКЦИИ ДОСУГА:

- рекреативная – снятие физич-го, психич-го, интеллект-го напряж-я; восстановл-е сил посредством активного отдыха.

- развивающая - вовлечение личн-ти в процесс непрерыв-го просвещ-я; развитие худож-го, технич-го и др. видов любительс-го тв-ва; расшир-е сферы проявл-я личност-х кач-в, самоутвержд-я, самореализ-ии св. творч-х потенций.

Только в одной области духовной жизни – в сфере досуга – СКД принимает на себя генеральные функции, играя здесь решающую роль. (В системе образования осуществляется процесс социализации, в первую очередь, средствами дидактики, а СКД методами сотворчества способствует этому. В проф-трудовой, семейно-бытовой, общ.-политич. сферах СКД строится на принципах дополнения и углубления того, что характерно для целевых задач и технологии совр. производства, нормального функционирования семьи, эффект-го управления Г.).

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще нормировать уважительное отношение к себе. Досуг в существенной степени ответственней в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга детей, подростков и юношества:

§ досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

§ досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; досуг нормирует и развивает личность;

§ досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности;

§ досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;

§ досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретении полезных для жизни умений и навыков;

§ досуг стимулирует творческую инициативу детей;

§ досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

§ досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

§ досуг детей выступает как своеобразная "зона ограниченного вмешательства взрослых";

§ досуг способствует объективной самооценке детей;

§ досуг формирует позитивную Я-концепцию;

§ досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

§ досуг способствует самовоспитанию личности;

§ досуг нормирует социально значимые потребности личности и нормы повеления в обществе;

§ досуг есть активность контрастирующая с полным отдыхом.

Досуг это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей, подростков и юношества в контактах. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по самой своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, еще одна функция детского досуга коммуникативная, воспитание умений и навыков общения.

Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться (детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений). Досуг это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни и, таким образом, осуществляется мировоззренческая функция.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знаний => детскому досугу свойственна просветительская функция.

Одна из важных задач детского досуга помочь в выборе профессии. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга (посещение музеев, чтение книг, просмотр кинофильмов, спектаклей, ТВ-передач, где дети открывают для себя мир профессий.). А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. Досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, т.е., детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.

Особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом воспитания и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Важным и рекреативным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным. Именно приложением сил творческих союзов и организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового учреждения на детей, подростков и юношество.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов, способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, что способствует привлечению в них школьников. Досуговое учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский досуг коммерциализируется и => в силу отсутствия материальных средств становится уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится. В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. В большей степени в источник социальной информации превращается улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный "кодекс нравственности", диктуя свои условия общественного становления и выживания.

Учреждениями К. пока освоена лишь незначительная часть свободного времени людей. Они по традиции занимаются организацией лишь традиционных форм КДД. Между тем как реальное творчество людей, их потребности и интересы давно переросли эти рамки. Это и разнообразные виды любительства, синтетические формы худож. самод-ти, проведение камерных праздников, ритуалов, обрядов. Игнорирование реальных интересов граждан учреждениями досуга приводит к возникновению стихийных объединений, чья деятельность протекает вне соц. влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, вредоносности "растаскивания" личности ребенка по ведомствам и сферам влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей и подростков в детских садах и учебных заведениях, в результате чего, все без исключения дети и подростки будут вовлечены в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

P.S. КУЛЬТУРА ДОСУГА – качество личности, отражающее потребности и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, удовлетворении и постоянном возвышении духовных интересов и потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил.

Триодин: клубы – педагогическое явление досуговой жизни! Свою педагогику осуществляют через функции (выделил Триодин):

· Просветительная функция: клуб – элемент системы непрерывного образования, где упор делается на самообразовании, просвещению служат лекции, вечера вопросов и ответов;

· Коммуникативная функция: клуб – центр общения, встреч с интересными людьми, диспутов (клубные посиделки, гостиные);

· Преобразовательная функция: клуб – место, где создаются культурные ценности, чему служат любительские клубные объединения, кружки технич. тво-ва, кол-вы худож. самодеятельности;

Ценностно-ориентационная: объединение любителей кино, театра, музыки, главная задача где – отличие подлинных ценностей от мнимых


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: