Коммуникация – (от лат. – делаю, общаюсь) – передача инфо в процессе деят-ти и общение.
Социальная коммуникация – это обмен информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы (язык, жесты, мимика, обряды).
Особенности социальной коммуникации:
1. Коммуникация всегда целесообразна, т.е. любой процесс общения с определ. целью.
2. Коммуникация всегда функциональна, т.е. выполняет функции:
а) социализации – включения человека в социум (эфф-т Маугли);
б) самореализации – через общение человек самоутверждается
в) интеграционная – в процессе общения люди объединяются для решения общих задач и проблем
г) трансляционная – в процессе трансляции передаются знания, умения
МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ: (на сегод. день более 50 моделей)
1. Модель Аристотеля – классич. триада (оратор-речь-аудитория);
Классич. модель – коммуникатор – сообщение – коммуникант.
2. Модель Лассуэлло – 30-е гг. XXв. (кто говорит à что сообщаетà комуà по какому каналуà с каким эффектом)
|
|
Почепцов выдел-т более 50 коммуник. Моделей (театральная модель Н.Евреинова и П.Ершова; фольклорная модель В. Проппа; семиотическая - Ю.Лотмана; культурологическая - М.Бахтина; игровая - Й.Хейзинга и др.)
3. Модель ИСКП – (источникàсообщениеàканалàполучатель)
И – им может выступать как отдельн. ч-к, так и гр.людей. Он д.б. всегда ориентир-н на получателя инфо, на целев. ауд-ю.
С – инфо, кот-ю источ-к дает получателю. Люб. сообщ-е всегда перед-ся в кодиров-й форме.
К – ср-во, с помощью кот-го передается инфо. Выдел-т 3 канала: = устный, = документальный, = электронный.
П – амер. учен. Клаппер выявил закономер-ть многоступенчатого потока инфо. Когда инфо идет от И к П преодолев-т разнообразные факторы-посредники:
а) предраспол-ть ч-ка к той или иной инфо, а им-о знаний, норм, ценн-тей.
б) принадл-ть ч-ка к какой-л соц.гр.
в) межличност-й хар-р распростр-я инфо (мы должны знать источник, сколько каналов она прошла).
г) влияние мнений лидеров на распр-ие и оценку инфо.
ЭФФ-Т КОММУН-ИИ: выдел-т 3 типа эфф-та коммун-ии (какова будет обратная связь):
1. изменение знания получателя;
2. изменение установок получателя (подготовка к действию);
3. изменение поведения получателя.
Виды социальной коммуникации (всегда в основу берется какой-то признак или принцип):
= в зависимости от участников коммуникационного процесса (= микросоциализ-я или межличностная коммуникация, = мидисоц-я (групповая) коммуникация, = макросоц-я (массовая) коммуникация, профессиональная, коммуникация);
= в зависим-ти от используемых каналов и средств передачи сообщений (документальная, устная, электронная). Формальная (ч/з посредника, кот-й отбир-т и передает инфо) и неформальная (непосредст-е общение коммуникатора и коммуниканта) коммуникация. Информативная, аффективно-оценочная, рекреативная, убеждающая, ритуальная коммуникация.
|
|
= в завис-ти от цели коммуник-ии:
а) познават-я комм-я (передать необх-ю инфо, прокомментир-ть ее);
б) убеждающее общение (вызвать у получателя инфо определ. чувства, сформир-ть ценност-е ориент-ии);
в) экспрессивное общение (сформир-ть у получателя психоэмоц-й настрой, передать определ чув-ва, побудить к необход-у дейст-ю);
г) суггестивное общение (оказать внушающее возд-ие на получателя д/изменения мотивации, ценност-х ориент-й и повед-я).
Средства коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения.
Вербальные: говорение – слушание – процесс восприятия.
В основе устн. речи, использ-я верб-й речи лежат конструкты: мышление, лексикон (запас слов), тезаурус (объем знаний),культура речи.
Невербальные: = кинесика ( язык жестов, мимика, мышление); = проксимика (простр-во зоны общения), = экстралингвистика (включение в речь пауз, эмоциональных вкраплений (покашливание, плач, смех темп речи)); = паралингвистика (система вокализации звука (темп, диапазон, тональность, сила голоса)).
Взаимодополнительность и взаимосвязанность различных видов социального общения - причина их параллельного существования и использования. Расширение возможностей общения людей в связи с развитием глобальных электронных сетей связи. Электронные доски объявлений, конференции, почта как новые виды общения.