Стиль и принципы руководства самодеятельными объединениями в современных условиях

«Стиль» от греческого, стержень для письма.

Стиль руководства – типичная для руководителя система приемов воздействия на ведомых.

В 1938 г. американский социолог Курт Левин – 1-я попытка систематизации стилей:

1) Авторитарный (автократический)- жесткие способы управления, руководитель сам ставит задачи, характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера. Руководитель отрицает инициативу подчиненных.

2) Демократический - при котором руководитель, прежде чем принять решение, советуется с членами группы. Для этого стиля характерна коллегиальность, поощряемость инициативы, уважение чужой субъективности.

3) Либеральный (попустительский, анархический) – дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнение, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. Этот стиль самый не продуктивный и гибельный для группы. Этому стилю характерны пассивность, анархичность, отказ от управления, самоустранение руководителя.

К досуговой деятельности применим второй стиль. Первый стиль характерен для банды.

Два стиля руководства:

Ÿ Инструментальный (ИС) (напр-н на предмет деят-ти, инициативен, ищет оптимальн. решение задач; мало заботиться об индивид-ти ч-ка, участники могут стать д/него сред-м реализ-ии своих худож. или иных замыслов).

Ÿ Экспрессивный (ЭС) (ориент-я на межличност-е отнош-я, связи и контакты, развитие личн-ти, дает участ-ку возмож-ть проявить личн. кач-ва, оргинальн-ть, творч. подход к делу).

Показатели у инструменталиста выше, а по фактору удовлетворения участников – выше у экспрессиста. (Христос – экспресс-й стиль, Сталин – инструм-й стиль).

ПРИНЦИПЫ РУКОВОДСТВА:

1. Принцип вз/дополняемости субъектов управления в объединении (ИС преоблад-т над ЭС – чувствам не удел-ся внимание (если ИС подберет под себя – «умрет» объедин-е. Рук-ль д.б. противополож-м по стилю лидером или активом. Тяжело осущ-ся на практике. Рук-ль видит «подрыв своего авторитета). И-И, Э-Э – объедин-е недолгожитель.

2. Принцип единства соц-го воспти-я и самореализ-ии личности (S à O (прямое воздейст-е) субъет-объектные отношения. Противоречит самой самодеят-ти, детск. тв-во, объедин-е возмож-о, а в др.самодеят-х объедин-х – прям.возд-ие невозм-о. S óПД óO ч/з предметную деят-ть. Задача воспит-ля – обеспечить max- е условия самореализ-ии личн-ти. 1). ПД должна соответ-ть индивид-ти ч-ка, дает возм-ть заним-ся тем, чем хочешь. Побуждение, заставлять à нет желания что-то делать, нет самореализ-ии). 2). Завышен. соц. ожидания. Завышен. оценка должна быть, созд-ся динамика развития, не принимать скоропалительных решений, подумать).

3. Принцип диалогичности отношений (восприятие другого ч-ка как равноценного обладателя своей позиции, партнера по общению).

4. Принцип содержательного и организационного многообразия коллект-й деят-ти (сочетание различ-х видов деят-ти (систематическая индивид-я деят-ть совместно с вз/действующей).

 

11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль …

Создание нового научного направления – педагогической культурологии – сегодня представляется важнейшей проблемой, поскольку процесс общекультурного развития личности, при всей его значимости в условиях перехода на новый этап цивилизационного прогресса, в наст. время не является самост. предметом исследования ни одной из наук.

ПК. – это область науки и соц. практики, кот. интегрирует в себе основы культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику соц.-культ. просвещения и вовлечения индивида в культ. деят-ть, способствующую преобразованию знаний о К. в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы дух. жизни.

Целевая установка пед. К. – вовлечение чел. в мир К., а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на технологии педагогики сотворчества. В 80-е – 90-е годы в отеч. пед. и псих. активно проявила себя идея личностно ориентированного воспитания и обучения, кот. исходит из необходимости преобразовать традиц. знаниевую ориентацию учебно-воспит. процесса в личностно ориентированное образование. Для пед. К. принципиально важно увидеть и реализовать конструктивное ядро этой парадигмы, видящей в воспитании и образовании средство становления чел., обретения им своего образа, неповторимой индивидуальности и духовности.

Предметом ПК. -. процесс общекультурного развития личности во всех сферах и на всех этапах ее жизнедеятельности; технология изучении, удовлетворения идальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методолгия и методика вовлечения личности или соц.общности в мир культуры, в соц-культ.творчество.

ПК. раскрывает механизм инкультурации, методику овладения чел. умениями и навыками сверхприродной культурной деят., технологию вовлечения Л. в мир К.

Становление индивида как чел., Л., индивидуальности связано с освоением ценностей и нормативов К.. Все это не носит характер первооткрытия, а строится по веками сформированным в общест. сознании и традициях образцам К. Раскрыть эти образцы, вооружить чел. умениями и навыками следовать им, приучить его всегда соизмерять себя с требованиями К., включить индивида в различные формы СКД – генеральная функция пед. К.

На всех этапах становления Л. (Х., соц., инкул., индивидуализация): содержание этих процессов предопределяется фундаментальной и прикладной К., а методика вовлечения чел. в мир К. строится в соответствии с требованиями пед. К. Пед. К., обеспечивая реальные процессы Х., соц., инкул. и самореализации Л., концентрируется на нормативных образцах, отражающих сложившиеся в Об. эталоны, на которые равняются и которым стремятся подражать.

К процессу формирования К. личности, естественно, необходимо подключать семью, труд. коллектив, СМИ, учреждения искусств и иные соц. институты, но центром и ведущей базой реализации принципов пед. К. должна оставаться школа, т. к. в отличие от иных институтов, наделенных рядом различных функций, последняя концентрирует свое внимание на одной – включение формирующейся Л. в мир К.

Т. о., как прикладная наука пед. К. представляет органичную составную часть прикл. К. У нее тот же объект и тот же (правда, несколько более узкий предмет). Она не претендует на обоснование методологии и методики культ. политики, разработки культ. программ, создания культ. среды или подготовки специалистов СКС. В рамках прикл. К. она принимает на себя методику СК просвещения и механизм вовлечения людей в культ. деят., способствующую преобразованию знаний о К. в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы дух. жизни, в умения и навыки креативной деятельности.

Ресурсная база СКД.

Ресурсы – это вспомогательные средства, запасы, возможности, источники этих средств, необходимые и достаточные для осуществления любой деят. и достижения целей. С т. зр. менеджмента м. выделить: внутр. ресурсы орг-ции (финансовые, кадровые, мат.-технич. и информац.); внешние (непосред. рыночное окружение (конкуренты, потребители, партнеры, СМИ) и макроресурсы (соц-экон, соц-дим, прир.-клим.науч-техн, соц-культ, соц-психолог.)).

Ресурсная база СКД – это совокупность мат.-технич, финансовых, норм.-прав., кадровых, информац. – технологич. (методических), психолого-педагогич. и иных условий, которые: создают условия для разнообразных видов досуга различных групп населения и обеспечивают процессы создания, сохранения, освоения, распространения и дальнейшего развития ценностей К. Ресурсы необходимы для достижения цели и реализации деят-ти (где взять и как прав.распред.)

Ресурсы СКД делятся на группы:

1. Нормативно-правовой ресурс: совок. норм.-прав. актов, регулирующих функционирование отрасли К., а также это совок. распоряд., инструктивных и иных документов, на основе кот. осущ-т свою деят. конкрет. учреждения (учред.док, приказы, лок.акты)

2. Финансовый ресурс: это совок. бюджетных и внебюджетных ист-в финансирования проектов, программ и учр. вцелом. Реформа бюджетного процесса, цель: перейти к программно-целевому финансированию, а не к финанс. учрежд.

3. Кадровый ресурс – совок. спец-тов, реализующих осн. функциональное назначение учр. К; совок. управленческого, технич. и вспомогат персонала.

4. Материально-техническая база: - спец. оборудование, имущество, реквизит…, необходимые для производства и эксплуатации культурного продукта и создания соот. среды для разл. деят-ти. Составной элемент этого ресурса – недвижимость, территории, автопарк. P.S. Инфраструктура – совок. разл. типов учреждений и орг., на базе которых осуществляются осн. виды и направления СКД.

4. Информационно-методические ресурсы – совок. средств и способов организационно-методического руководства, обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области СКД.

 

Положение о Министерстве культуры Российской Федерации УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406

 

«Основы законодательства РФ о культуре» 1992г., послед.изм.2004г.

«О библиотечном деле» 1994

«О государственной поддержке кинематографии РФ» 1996

«Об объектах культурного наследия (памятника истории и культуры) народов РФ» 2002г.

"Об информации, информатизации и защите информации" 1995

"Об архивном деле в Российской Федерации" 2004

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: