Методы изучения состояния социально-культурной деятельности

Методология – это учение о методах, структуре логических организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности.

Можно выделить два уровня методологии:

1) конкретнонаучный уровень;

2) технологический уровень – это уровень методов и техники исследования. Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Методы исследования в науке – это система приемов и процедур деятельности, направленной на выполнение определенной исследовательской задачи. Всякая наука использует общенаучные и специфические методы исследования.

Методы исследования: теоретические, эмпирические и методы статистич. обработки.

Теоретические определяются по основным мыслительным операциям, которые являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, моделирование.

Эмпирические методы – направлены на диагностику состояния исследуемого объекта.

Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать правильные выводы о наличии причинно-следственных связей м\д явлениями.

Теоретические методы исследования:

1) Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо. Интерпретируются те или иные объекты, явления, процессы. Интерп. нужна для того, что Инф. преобразовалась в знание. Интерп. любого знания в исследовании СКД должна носить гуманитарный характер. Иначе говоря, осмысливать и истолковывать данные (особо из др. наук) следует с позиции их соотнесенности с проблемами человека.

2) анализ и синтез. Анализ – в научном исследовании процедура мысленного расчленения объекта (явления, процесса), свойства объекта или отношения м\д объектами (явлениями, процессами) на части (признаки, свойства, отношения). Существует несколько видов анализа: - мысленное расчленение целого на части; - анализ общих свойств предметов и отношений м\д ними; - логический анализ (уточнение логической формы – строения, структуры – рассуждения; применяется, например, для выявления характеристик степени разработанности проблемы).

Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Применяется, например, при теоретическом обобщении накопленных в ходе исследования эмпирических данных; синтез выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций.

Анализ и синтез – не изолированные этапы науч. исследования. На каждой его стадии они осущ-ся в единстве, отражают связь частей и целого и не могут плодотворно применяться один без другого.

3) моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модель). Модель – это система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. В процессе моделирования мы получаем новые знания о к-либо объекте. Базой вывода при этом служит модель, то есть некоторая известная система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Это возможно благодаря функциям модели: она формально упорядочивает, структурирует имеющиеся данные; дает возможность перехода к диагностическим процедурам.

4) другие методы теоретич. исследования:

= сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия м\д ними. Д. сравниваться однородные явления. Основа сравнения – критерий.

= обобщение – мысленное выделение к-нибудь свойств некоторого класса предметов; переход от единичного к общему.

= ранжирование – способ, с помощью которого исключают второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление;

= индукция – метод, при котором производится обобщение, по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы.

= дедукция – метод, при котором частные положения в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей, подводятся под понятие.

Эмпирические методы исследования:

Результаты исследования признаются достоверными тогда, кд они основаны на глубоком изучении реального процесса, проверке предварительных результатов при помощи точных показателей и широком использовании разнообразных методов диагностики.

1.Метод наблюдения в исследованиях СКД– это метод познания явлений СКД, основанных на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Оно проводится с целью накопления фактов и их последующего теоретич. анализа. Виды наблюдений:

= включенное, кд диагност сам является участником наблюдаемого процесса, или невключенное, осуществляемое диагностом со стороны;

= непосредственное (прямое), кд м\д объектом и наблюдающим его имеются прямые отношения (исследователь – непосредственный организатор и исполнитель наблюдения) и опосредованное (косвенное) – осуществляемое через представителей диагноста, работающих по его программе и заданию;

= открытое (с ведома испытуемых) и скрытое;

= непрерывное (лонгитюдное наблюдение), которое ведется в течении всего процесса; или дискретное (наблюдаются лишь отдельные характеристики процесса);

= полевое – осуществляется в естественных условиях; лабораторное (искусственно организованные условия).

Требования к наблюдению:

· Всегда проводится с заранее поставленная целью.

· Всегда проводится по заранее продуманному и написанному плану.

· Разработка форм фиксации наблюдаемых фактов (напр., протокол наблюдения).

· Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков (д.б. минимальным).

· Возможность сравнения, измерения, матем. обработки полученных в процессе наблюдения сведений.

2) контент-анализ – метод изучения документов, при котором содержательному анализу по заранее определенной схеме подвергаются тексты, письма, продукты деятельности. Можно получить также сведения о прошедших событиях, наблюдение которых уже невозможно. Задача к.-ан. в том, чтобы выявить и оценить в контексте социальных смыслов и значений индивидуально-личностные характеристики человека, которые проявляются в том, что он делает, в продуктах его письменного творчества. Контент – анализ (контент – содержание) строится на выделении ключевых моментов - единиц содержания (терминов, оценок) и их статистической обработке (подсчет объема и частоты употребления этих единиц).

В диагностике под документом понимается специально созданный человеком предмет, цель которого – передача или хранение Инф. Личная и общест-ная документация.

3) изучение опыта – обобщение опыта становится научным методов, если посредством его открывают нечто новое, имеющее объективное значение. Оценивается актуальность опыта; определяется, насколько гарантируется в данном опыте получение конкретных результатов и каковы ограничения в использовании этого опыта.

4) метод эксперимента:

Эксперименты м.б. различны по содержанию и структурным характеристикам. По содержанию: констатирующий – фиксирующий социальные факты в эксперимент.условиях; формирующие – цель – формирование определенных качеств, навыков, принципов поведения, ценностей. Для эксперимента создаются условия, где фиксируются ряд фактов для целей исследования: фиксируются переменные факты, которые должны меняться в ходе эксперименты, нейтральные существуют, но влияние не оказывают с т.з. исследования; вводные (экспериментальные) факторы – вводятся в экспер.ситуацию. По трем категориям фактов осуществляется анализ экспериментальной ситуации. С т.з. организации Э.м.б.:

- линейные эксперименты – контрольные и экспериментальные группы выступают в одном лице Проводятся замеры по показателям на начало и конец Э. по ходу Э. также

- параллельные – проводятся в разных группах в контрольной и экспериментальной. Замеры и в тех, и в др.группах. Э.группы они подобны – репрезентативны – отражают структуру друг друга (по полу, возрасту и др.). результаты Э. не всегда соответствуют заданным гипотезам. Есть прямые результаты, которые прогнозируются и побочные – которые возникли неожиданно.

5) методы опроса – с их помощью добывается Инф. о явлениях, процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят отражения в документах. Опрос – метод целенаправленного получения первичной вербальной (устной или письменной) Инф. путем заочного (опосредованного вопросником анкеты) или очного (непосредственного) общения исследователя с опрашиваемыми (респондентами).

6) диагностическая беседа – это метод получения инф. на основе прямого и относительно свободного общения с испытуемым. Применяется с целью получения материала, характеризующего индивидуально-личностные особенности опрашиваемого. План беседы д.б.

7) интервью – разновидность беседы, при которой исследователь строго придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в опред. последовательности.

8) анкетирование – форма опроса, для которого педагог предварительно составляет список вопросов обследуемому контингенту лиц. Анкета – совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов или пунктов. Достоинства: массовость, большая скорость сбора Инф., легкость обработки результатов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: