Тип 4. Множество ситуаций, характеризующихся высоким уровнем социального контроля за поведением обследуемого, принуждением его к участию в обследовании.
Вопрос 26. Общая характеристика методов и организации процедуры исследования детей младенческого и дошкольного возраста
Психическая деятельность детей раннего возраста может быть только объективной - экспертная оценка внешне наблюдаемых действий и реакций ребенка.
Основные методы: наблюдение и эксперимент (естественный).
Наибольших результатов можно достичь, наблюдая за детьми в процессе занятий ведущим видом деятельности.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста надо иметь ввиду изменения формы игры и появление нового типа социальной активности (межличностные отношения). Поэтому: методы психодиагностические должны содержать элементы сюжетно-ролевой игры (психолог может поучаствовать в игре).
В старшем дошкольном возрасте добавляются игры с правилами, в этом возрасте появляются элементарные рефлексивные способности.
Особенности детей дошкольного возраста, которые необходимо знать для получение достоверных результатов:
1. Низкий уровень сознания и самосознания. Произвольность движения появляется с трех лет и завершается в подростковом возрасте. Задания подбираются таким образом, чтобы учитывали как произвольный так и не произвольный уровень регуляции когнитивной сферы.
2. Сравнительно низкий уровень развития самосознания, дети до 4 лет слабо осознают свои личностные качества. Начиная с 4-6 лет, дети в состоянии оценивать себя как личность, но в ограниченных пределах.