1. Методика "Лабиринт" (диагностика развития наглядно-образного мышления).
2. Методика "Четвертый лишний" (диагностика уровня развития обобщения).
3. Методика "Исследование словесно-логического мышления”
4. Методика «Исследование гибкости мышления»
5. Методика "Исследование словесно-логического мышления":
Методика «Пройди через лабиринт»:
В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.
Методика «Исследование гибкости мышления»:
Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.
|
|
Ход выполнения задания: Школьникам предъявляются бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.
Методика "Исследование словесно-логического мышления":
Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. В методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.
· В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.
· Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".
· Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.
· Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).
№58. Критериально-ориентированные методы психологической диагностики умственного развития
|
|
Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) - новое направление в диагностике умственного развития учащихся.
Для построения задании в КОРТ используется материал учебных программ - из него отбираются учебные задания, отвечающие определенным требованиям: задания должны репрезентировать внутренне завершенную область какого - то учебного предмета.
Далее необходимо, чтобы задание могло быть представлено как логическая последовательность умственных действий, приводящих к его выполнению. Это задание при его выполнении должно вводить в мышление учащихся новые термины, понятия, ситуации и способствовать установлению связей и отношений между ними и тем, что уже было усвоено ранее. Такие задания называют ключевыми. Овладение содержанием ключевого задания выступает в КОРТ в качестве критерия умственного развития, уровень развития тем выше, чем полнее овладевают учащиеся его содержанием.
Сложились два вида критериев.
Первый - критерий как показатель учебных достижений. Он обобщает ключевые задания из тех разделов учебных программ, изучение которых уже завершено.
Второй - критерий как показатель логико-психологической подготовленности учащегося к выполнению ключевых заданий из состава разделов программы, которые предстоит изучать.
№45. Диагностика креативности
Креативность - универсальная познавательная творческая способность.
2 типа мыслительных операций:
-конвергентное мышление
-дивергентное мышление
Творческое мышление:
- Пластично
- Подвижно
- Оригинально