Вопрос 49. Диагностика мышления

1. Методика "Лабиринт" (диагностика развития наглядно-образного мышления).

2. Методика "Четвертый лишний" (диагностика уровня развития обобщения).

3. Методика "Исследование словесно-логического мышления”

4. Методика «Исследование гибкости мышления»

5. Методика "Исследование словесно-логического мышления":

Методика «Пройди через лабиринт»:

В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Методика «Исследование гибкости мышления»:

Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ход выполнения задания: Школьникам предъявляются бланк с записанными анаграммами (наборами букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Методика "Исследование словесно-логического мышления":

Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. В методику входят 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий (по 10 заданий в каждом), подобранных с учетом программного материала начальных классов.

· В состав первого субтеста входят задания направленные на выявление осведомленности, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

· Второй субтест направлен на выявление сформированности логического действия (классификация), способности к абстрагированию; состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения "пятого лишнего".

· Третий субтест - задания на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

· Четвертый субтест направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию – обобщение), выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

№58. Критериально-ориентированные методы психологической диагностики умственного развития

Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) - новое направление в диагностике умственного развития учащихся.

Для построения задании в КОРТ используется материал учебных программ - из него отбираются учебные задания, отвечающие определенным требованиям: задания должны репрезентировать внутренне завершенную область какого - то учебного предмета.

Далее необходимо, чтобы задание могло быть представлено как логическая последовательность умственных действий, приводящих к его выполнению. Это задание при его выполнении должно вводить в мышление учащихся новые термины, понятия, ситуации и способствовать установлению связей и отношений между ними и тем, что уже было усвоено ранее. Такие задания называют ключевыми. Овладение содержанием ключевого задания выступает в КОРТ в качестве критерия умственного развития, уровень развития тем выше, чем полнее овладевают учащиеся его содержанием.

Сложились два вида критериев.

Первый - критерий как показатель учебных достижений. Он обобщает ключевые задания из тех разделов учебных программ, изучение которых уже завершено.

Второй - критерий как показатель логико-психологической подготовленности учащегося к выполнению ключевых заданий из состава разделов программы, которые предстоит изучать.

 

№45. Диагностика креативности

Креативность - универсальная познавательная творческая способность.
2 типа мыслительных операций:
-конвергентное мышление
-дивергентное мышление

Творческое мышление:

  1. Пластично
  2. Подвижно
  3. Оригинально

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: