Вопрос 46 Диагностика сенсорно – перцептивных процессов

· Методика «Зашиваем коврики»

Цели исследования. Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания.

Стимульный материал. Таблицы из теста Равенна.

Процедура проведения. Ребенку поочередно показывают таблицы с изображениями, содержащими пробелы. Ребенок должен найти среди внешне похожих вставок ту, которой необходимо заполнить пробел. Трудность заданий постепенно нарастает, а принцип выполнения остается тот же.

Интерпретация результатов. Дети с нормальным умственным развитием уже в 5—6-летнем возрасте понимают инструкцию и выполняют задание. Как правило, они действуют осознанно, находя подходящую вставку на основе зрительного сопоставления, при этом проявляют живой интерес к работе и испытывают радость при ее удачном выполнении.

· Методика «Зашумленные изображения» (А.Р.Лурия)

Цель: выявить уровень умения выделять фигуры из фона, уровень зрительного предметного восприятия.

Стимульный материал: картинки с изображением зашумленного контура знакомых предметов.

Процедура исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

 

№47. Диагностика мнемических способностей (память)

Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву (Занкову)

Предназначена для диагностики памяти. Исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От 6 лет до подросткового возраста включительно.

Перед больным раскладывают рядами все 30 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были видны ему. Затем говорят: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для того чтобы легче было запоминать слова, нужно каждый раз, когда я назову слово, выбрать какую-либо одну из карточек, такую, чтоб она помогла вспомнить заданное слово. Вот, например, первое слово, которое нужно запомнить, — «дождь». Здесь дождь нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет запомнить это слово».

Оценка результатов для детей 6-10 лет
4 балла: Высокий уровень — запомнил 11-14 слов.
3 балла: Средний уровень — запомнил 7-10 слов.
2 балла: Ниже среднего — запомнил 3-6.
1 балл: Низкий уровень — запомнил 0-2 слова.

 

Методика «10 слов» Лурия

Оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Методика может быть использована как для детей (с 5 лет), так и для взрослых.

 

Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили — все вместе, в любом порядке". Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: