Структура трудовой адаптации

Структура адаптации включает следующие элементы и процессы:

– психофизиологическая адаптация, т.е. взаимодействие адаптанта с физическими и химическими условиями труда: интерьер (окраска) и температура рабочих помещений, уровень шума, чистота воздуха.

– профессиональная адаптация, т.е овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями в соотетветствии с требованиями организации: простота/сложность трудовых операций, напряженность труда, режим труда и отдыха, размер оплаты труда, усвоение способов взаимодействия с коллегами, руководителями и подчиненными в процессе выполнения трудовых обязанностей и т.п..

– культуральная адаптация, т.е. усвоение сложившихся в организации базовых представлений, ценностей, норм и правил трудового поведения.

Адаптивность личности – это интегральная характеристика человека, включающая его социально-психологические свойства, которые обеспечивают большую или меньшую успешность адаптации без чрезмерного интеллектуального, психического и физического напряжения.

Основные этапы адаптации:

I. Общая ориентацияновых работников на предприятии в период трудоустройства. Предусматривает информирование новых работников о миссии, целях и принципах деятельности организации, о её производственной и социальной структуре, истории и очередных задачах, условиях труда и перспективах молодых работников.

II. Специальная ориентация на рабочих местах. Обеспечивает введение в должность новых работников в подразделениях, где предстоит трудиться адаптантам. Обычно в специальной программе ориентации затрагиваются следующие вопросы: ф ункции подразделения; рабочие обязанности и ответственность; требуемая отчетность; процедуры, правила, предписания; представление сотрудников подразделения.

III. Аккомодация. Обеспечивает овладение профессией в процессе практического взаимодействия с организационной средой, привыкание новых работников к условиям труда и графику работы, производственное (теоретическое и практическое) обучение, усвоение правил промышленной безопасности и охраны труда, установление деловых и личных контактов с руководителями и сотрудниками трудового коллектива участка.

IV. Аккультурация. Обеспечивает освоение ценностей организационной культуры компании, соблюдение этических принципов и стандартов, формирует стремление повышать эффективность и качество своего труда, предлагать новые более эффективные методы труда, активно и креативно участвовать в корпоративных мероприятиях, направленных на физическое, профессиональное и духовное развитие персонала.

V. Завершение адаптации заключается в привыкании к условиям труда, в овладении профессией на должном уровне, в соблюдении норм и правил трудового поведения в соответствии с кодексом корпоративной этики, в поддержании благоприятных деловых и межличностных взаимоотношений с коллегами, руководителями и подчиненными, которые способствуют социальному развитию адаптанта и повышению эффективности организации, конкурентоспособности предприятия.

Правила успешной адаптации:

1. Главный принцип адаптации — общение. Однако добиваясь признания коллектива, не торопитесь. Не нужно пытаться стать своим с первого дня — эффект может быть обратным. Людям нужно время, чтобы почувствовать полное доверие друг к другу.
Важная часть любого общения – разговоры и прояснение базовых принципов мировоззрения. Постарайтесь понять и поговорить с каждым человеком лично, и со всеми вместе. Старайтесь прояснять позицию людей относительно жизни, их цели и устремления, способ поведения во взаимодействии с миром и с другими людьми. Именно эти глубинные вопросы являются определяющими.

2. В период адаптации нереально избежать ошибок, недоразумений, поэтому важно не впадать в отчаяние от неизбежных ошибок и не опускать руки от неудач. Однако старайтесь не допускать грубых и непоправимых ошибок, способных вызвать травматизм физический и психический.

3. Не берите на себя слишком мало, но и слишком много. Старайтесь выполнять задания качественно и приучить всех к тому, что вас не надо постоянно контролировать, проверять, что вам можно доверять.

4. Постарайтесь выявить лидеров и прислушиваться к их суждениям и советам.

5. Если вам не назначили наставника, подберите себе опытного специалиста, с которым установите более тесные деловые и личные отношения.

6. Проявляйте интерес к работе, не стесняйтесь задавать вопросы, обращаться за советом, а также помогайте другим в меру ваших способностей и опыта.

7. Будьте внимательны к людям: установление поддержание хороших отношений не менее важно, чем выполнение работы. Соблюдайте субординацию.

8. Избегайте конфликтов, чтобы потом не осложнить свое неустойчивое положение: под разными предлогами не давайте втянуть себя в конфликтную ситуацию на той или другой стороне.

9. На этапе аккультурации прежде чем предложить свою идею, метод, выясните, не применялся ли он в этой организации раньше.

10. Не спешите высказывать свою идею публично, обсудите её сначала в узком кругу опытных работников, чтобы выявить их отношение к нововведению.

11. В целях успешной реализации своей идеи имеет смысл вложить её в голову своего начальника.

12. Не критикуйте то, что было сделано до вас. В первое время необходимо больше слушать, что говорят другие. Не стоит критиковать. Свежий взгляд на вещи, конечно, очень полезен, но пока вы не разобрались в причинах происходящего и в основных процессах деятельности поселения, лучше не делать резких выводов. Если же ваше замечание кажется вам крайне важным, придерживайтесь правил конструктивной критики. Предлагайте свои решения.

 

Развитие персонала.





Подборка статей по вашей теме: