А. К. Гастев сформулировал 16 «правил-заповедей» для всякого труда, не утративших своего значения и в настоящее время. Согласно этим практическим наставлениям, прежде чем приступать к работе, ее надлежит продумать, чтобы в голове сложились модель будущего изделия, план действий, порядок трудовых приемов, представление о необходимом инструментарии, его подготовка и т. д. Сотрудниками ЦИТ во главе с Гастевым была разработана концепция трудовых установок, которая включала в себя ряд взаимосвязанных направлений: теорию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места; методику рационального производственного обучения; теорию управленческих процессов. Гастев ввел понятие «социальной инженерии», имея в виду синтетическую науку о труде и управлении.
М. К. Керженцев проанализировал факторы, с одной стороны, обеспечивающие надежность функционирования организации, с другой — способствующие ее распаду. Он сформулировал организационные принципы в применении к отдельному человеку, уделив особое внимание самоконтролю, т. е. умению человека контролировать собственную работу.
|
|
М. К Керженцев отмечал, что контроль так же важен для отдельного человека, как и для всей организации. Руководящий работник должен ориентироваться в своей деятельности на три основных момента: что именно должно быть выполнено, в какой срок, на ком лежит ответственность за выполнение задания. Каждый работник должен хорошо знать свои способности, свои достоинства и недостатки в работе, для того чтобы уметь критически оценить самого себя и последовательно двигаться по пути профессионального самосовершенствования. Восставая против обломовщины, разгильдяйства, расхлябанности в работе, Керженцев ратует за организационный подход к трудовому процессу: вместо «авось» — точный расчет, вместо «кое-как» — обдуманный план, вместо «как-нибудь» — научный метод.
Заметное место в науке управления в 1920-х годах занимали исследования социальных аспектов управления. Развитие этого направления в России связано с именем крупного отечественного ученого Н.А. Витке, видного представителя советской теории НОТ.
Новая научная дисциплина, так называемая «социальная инженерия», полагал Витке, должна включать два раздела:
1) научную организацию производственного процесса, родоначальником которой общепризнанно считался Тейлор (теоретическая основа знания здесь – физиология и психология);
2) научную организацию управления (ее методологической базой служит социальная психология).
Предмет первого раздела – рациональное соединение человека с орудиями труда. Второго – рациональное соединение и взаимодействие человека с человеком в трудовом процессе. Второй раздел, собственно, и составляет содержание социальной инженерии как науки о совместной трудовой деятельности людей.
|
|
Таким образом, согласно концепции Витке, человек в производственном процессе выделяется в отдельную сферу для исследований.
В 1918 г. по инициативе В.М.Бехтерева в Петрограде были организовано учебное и научно-практическое учреждение — Институт по изучению мозга и психической деятельности. Здесь действовали лаборатории рефлексологии труда, экспериментальной психологии, психологии профессиональных групп, Центральная лаборатория по изучению труда. Бехтерев же явился инициатором масштабного проекта профконсультации; при его участии создано первое Бюро профконсультации (руководил им А.Ф.Кларк) на базе Биржи труда и обследовано более 7 млн. человек по всей стране.
Основные положения теории X Д. МакГрегора. Основные положения теории Y Д. МакГрегора.
Яркими последователями школы человеческих отношений является Д. Мак-Грегор (1906–1964), он разработал теорию «Х» и «У».
В соответствии с этой теорией существуют два типа управления, отражающих два типа работников или, точнее, два типа отношения к работникам.
X:
- Человек ленив и стремится избегать работы
- Работники боятся ответственности и хотят, чтобы ими руководили
- Для достижения целей надо принуждать работников трудиться под угрозой санкций, не забывая при этом и о вознаграждении
- Строгое руководство и контроль – главные методы управления
- В мотивах человека преобладают биологич. потребности
Y:
- Нежелание работать – не врожд. качество, а следствие плохих условий труда, кот. подавляют прирожденную любовь к труду
- При благоприятном успешном опыте работники стремятся брать на себя ответственность
- Лучшие средства осуществления целей организации – вознаграждение и личностное развитие
- В мотивах человека преобладают социальные потребности