Задачно-личностный подход к профессиографированию (А.К. Маркова)

Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии на основе выделения профессиональных задач.

Сам"модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности".

Левая часть модуля - объективно необходимые профессиональные задачи, предмет труда, профессиональные знания, трудовые и профессиональные умения, результат профессиональной деятельности.

Правая часть модуля - психологические характеристики человека, необходимые для осуществления этих задач и действий: психологические знания, психологические действия, психологические личностные качества и др.

Каждая из профессиональных задач является основой модуля в данной профессии. Числу основных профессиональных задач будет соответствовать число модулей. При этом целесообразно выделять приоритетные, ядерные, стрежневые профессиональные задачи и производные, вспомогательные.

 

Профессиограмма, ее составляющие. «Трудограмма» (описание труда в профессии).

1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе, направленность на человека.

2. Распространенность профессии.

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда.

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

6. Средства труда – стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда

9. Продукт труда (или его результат)

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии

12. Обязанности представителя данной профессии

13. Позитивное влияние данной профессии на человека

14. Негативные стороны профессии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: