Служба управления персоналом является функциональным подразделением, непосредственно не участвуя в основной деятельности, обеспечивает нормальное функционирование организации.
Служба управления персоналом - совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием вместе с занятыми в них должностными лицами, призванными управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики.
Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. В рамках тактического направления осуществляется текущая кадровая работа по формированию трудовых ресурсов. Суть кадровой работы в этом направлении состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах.
Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, то есть системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.
|
|
Функции управления персоналом - это конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления персоналом. Функции службы управления персоналом определяют ее организационную структуру.
Имеет место несколько подходов к классификации функций управления персоналом.
Существуют различные классификации функций.
Американский специалист М.Армстронг в выступлении на II Всероссийском кадровом форуме в Москве (24 ноября 2006 года) предложил классификацию функций в зависимости от характера деятельности и роли СУП.
1) Партнерская функция: интеграция функций УП в общую систему управления, повышение стоимости компании, обеспечение её репутации.
2) Стратегическая функция: предвидение, прогнозирование, разработка и реализации стратегии УП в увязке с общей стратегией.
3) Административно-контрольная функция: реинжиниринг организационных процессов, управление инфраструктурой компании.
4) Регулятивная функция: создание и обеспечение эффективного процесса взаимодействия между администрацией и работниками, формирование организационной культуры, управление изменениями.
5) Обеспечивающая функция: обслуживание деятельности компании (наём, обучение, мотивация персонала и т.п.)
6) Консультационно-методическая функция: внутреннее консультирование по вопросам трудового законодательства, дискриминации, дисциплины, разработка новых методов и технологий УП.
|
|
Классификация функций СУП в зависимости от содержания и основных направлений её деятельности, разработанная А.Я.Кибановым:
1) Планирование, прогнозирование и маркетинг персонала: разработка стратегии УП, анализ и оценка кадрового потенциала организации; анализ спроса и предложения рабочей силы на отраслевом и региональном рынках труда; составление перспективных, годовых, квартальных планов по труду и кадрам; кадровый контроллинг, т.е. оценка эффективности трудовой деятельности, удовлетворенности персонала и контроль расходования на УП финансовых и др. ресурсов; организация рекламы; поддержание взаимосвязей с внешними источниками привлечения персонала. Маркетинг персонала может быть: внешним, направленным на поиск потенциальных работников на внешнем рынке труда, и внутренним, цель которого – повышение привлекательности рабочих мест на предприятии не только для внешних претендентов, но и для своих сотрудников.
2) Разработка структуры УП: составление штатного расписания; анализ текучести кадров, аварий, невыходов на работу, жалоб и претензий; выявление имеющихся недостатков в структуре УП и выработка предложений по их устранению; организация рациональной системы учета и движения кадров; разработка и внедрение регламентирующей документации.
3) Наём и учет движения кадров: профориентация и профотбор; оформление и учет приема, перемещения, поощрения и увольнения работников; организация полной занятости на рабочем месте; создание и ведение информационного банка данных о качественном и количественном составе персонала; подготовка отчетов.
4) Развитие кадрового потенциала: введение в должность и адаптация новых работников; организация переподготовки и повышения квалификации; разработка учебно-информационных пособий по программам подготовки специалистов; организация и проведение аттестаций; формирование кадрового резерва на выдвижение специалистов и руководителей; отбор на вакантные должности; планирование деловой карьеры сотрудников.
5) Регулирование социально-трудовых отношений: анализ и регулирование групповых и межличностных отношений; разрешение конфликтов; социально-психологическая диагностика персонала; контроль состояния трудовой дисциплины; совершенствование культуры в организации; взаимодействие с профсоюзами и др. общественными организациями.
6) Мотивация и стимулирование труда: нормирование и тарификация труда; разработка показателей и правил оценки результатов труда; внедрение открытой системы оплаты труда; разработка методов стимулирования и форм участия персонала в прибылях и капитале.
7) Регулирование условий труда: оценка условий труда; организация труда и рабочих мест; контроль за соблюдением требований охраны и безопасности труда, психофизиологии, эргономики, технической эстетики; обеспечение оптимального режима труда и отдыха.
8) Оказание юридических услуг персоналу: консультирование по правовым вопросам трудовых отношений; заключение трудовых договоров; рассмотрение жалоб; разъяснение полномочий; согласование распорядительных документов по УП.
9) Развитие социальной инфраструктуры: организация питания, отдыха, медицинского обслуживания и социального обеспечения работников (страхования и пенсий); управление жилищно-бытовым обслуживанием; обеспечение детей сотрудников местами в детских учреждениях; организация корпоративных мероприятий.
10) Информационное обеспечение УП: ведение статистики персонала; информационное и техническое обеспечение управления; организация работы СМИ предприятия; обеспечение персонала научно-технической информацией; организация патентно-лицензионной деятельности.