Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:
- повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;
- формирование благоприятного социально-психологического климата;
- эффективное использование различных форм морального поощрения;
- воздействие на групповое самосознание коллектива
- активизация деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда.
Социологические методы предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.
К социологическим методам относятся:
1. Методы управления отдельными групповыми явлениями и процессами включают:
· методы повышения социальной активности - повышают инициативу и творческое отношение членов коллектива к исполнению служебных обязанностей (новаторство, экономическое соревнование)
· методы социального регулирования - для упорядочения общественных отношений в коллективах на основе выявления общих целей, интересов (договора, соглашения, взаимные обязательства).
· методы управления нормативным поведением - упорядочение социальных отношений путем нормирования поведения
2. Методы управления индивидуально-личностным поведением призваны обеспечить необходимое производственное поведение персонала в соответствии с поставленными целями:
· внушение – непосредственное воздействие на волю индивида в сложных ситуациях;
· методы личного примера (эффект подражания);
· методы ориентирующих условий используются для изменения отношения персонала к труду.
Источники социологической информации: статистическая документация; статистические справочники; коллективное обсуждение проблем; наблюдение; анкетирование; интервью.
Психологические методы направлены на работника, персонифицированы и индивидуальны. Их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.
Объектом психологических методов на уровне предприятия является индивид, субъектом – руководитель.
К психологическим методам относятся:
1. Методы формирования и развития трудового коллектива с учетом психологической и социально-психологической совместимости (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид);
2. Методы гуманизации отношений между работниками и руководителями, соответствующие принципам социальной справедливости: стиль руководства, этика и культура управления;
3. Методы гуманизации труда (борьба с монотонным трудом, функциональное использование музыки).
4. Методы психологического побуждения (мотивации), формирующие у работников инициативу, предприимчивость, стремление к высокопроизводительному труду;
5. Методы профессионального отбора и обучения ориентированы на соответствие психологических характеристик человека к выполняемой работе (интервью, беседы, тесты).
Выбор методов во многом определяется компетентностью руководителя, организаторскими способностями, знаниями в области социальной психологии.