Компетенции — совокупность знаний, навыков, личностные качества и способности, позволяющие работнику качественно и эффективно выполнять свою работу.
Компетентность – это способность делать что-то хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии.
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности.
Квалификация — степень развитости у специалиста определенных компетенций. Чем выше квалификация, тем более быстро и качественно он выполняет работу в рамках своих компетенций.
Компетенции различаются по уровням на:
Корпоративные (ключевые) — компетенции, которые поддерживают миссию и ценности компании, и, как правило, применимы к любой должности в организации.
Управленческие — компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления (совокупность умений, навыков и личностных качеств, необходимых руководителям для успешного достижения бизнес-целей).
Специальные/технические — компетенции, включающие специальные (профессиональные) знания, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.
Управление по компетенциям – это особый подход к управлению персоналом организации, который подразумевает осуществление целого ряда мер (связанных с управлением знаниями и талантами, рекрутингом и корпоративным обучением), которые поддерживали и развивали бы ключевые компетенции, необходимые для стратегического развития компании.
Процесс управления компетенциями включает:
· Выявление и описание компетенций, необходимых для успешного стратегического развития организации. Базовые компетенции (которыми необходимо обладать всем сотрудникам организации, и которые прямо отражают ключевые ценности компании) и специализированные, функциональные компетенции (которые необходимы для работы на конкретных должностях /для выполнения определенных обязанностей);
· Формирование профилей компетенций различных специалистов и уровней персонала (какими базовыми и специализированными компетенциям должен обладать сотрудник, работающий на конкретной должности / в определенном подразделении);
· Разработка общеорганизационной модели компетенций в соответствии с направлениями и целями развития бизнеса организации;
· Планирование обучения и развития персонала и найма новых сотрудников на основании разработанных модели и профилей компетенций;
· Модель и профили компетенций следует применять в оценке эффективности работы сотрудников, которая определяет форму и объем причитающихся вознаграждений и поощрений.






