Процессуальные теории мотивации

Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в удовлетворении за этот счет своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда — результаты — вознаграждение». Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

Тeopия cпpaвeдливocти предполагает, чтo люди cyбъeктивнo oпpeдeляют oтнoшeниe пoлyчeннoгo вoзнaгpaждeния к зaтpaчeнным ycилиям и зaтeм cooтнocят eгo c вoзнaгpaждeниeм дpyгиx людeй, выпoлняющиx aнaлoгичнyю paбoтy. Еcли cpaвнeниe пoкaзывaeт диcбaлaнc и нecпpaвeдливocть, тo y чeлoвeкa вoзникaeт пcиxoлoгичecкoe нaпpяжeниe. Если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если он считает свой труд переоцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

Модель Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность.

Материальная и нематериальная мотивация.

Материальная мотивация: мотивация через деньги (зарплата, премии, поощрения). Нематериальная мотивация: всё, что побуждает к действию, помимо денег (примеры):
1. Информированность (новости компании, обратная связь от руководителя, активность СМИ)
2. Признание (отмечаются ли достижения сотрудников (доски почета, статьи в корпоративном журнале), проводятся ли конкурсы или соревнования)
3. Развитие (система проф. обучения сотрудников, делегирование полномочий, ротация кадров)
4. Команда (соц.- психологич.климат в коллективе, взаимоотношения м/у сотрудниками)
5. Карьерный рост (программы карьерного роста сотрудников)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: