Блогинг и микробологинг в системе российских СМИ

Блог (от английского web log — сетевой дневник) — это веб-сайт, основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Записи отсортированы в обратном хронологическом порядке, обычно доступны для чтения и обсуждения широкой аудиторией. Блоги различают по тематическому признаку (личные, политические, экономические и т. п.), по основному типу контента (текстовые, фото, видео), по типу автора (персональный, корпоративный, комьюнити - сообщество людей, ведущих коллективный блог) и т. д. Блоги связаны между собой технически — посредством гиперссылок, а также по принципу социальной сети — через конкретных пользователей, читающих и комментирующих записи друг друга. Таким образом, блогосфера — особое информационное и социокультурное пространство внутри Интернета, обладающее рядом технических, содержательных, социальных и других характеристик. Блоггинг — деятельность по созданию блогосферы, в первую очередь блоггерских текстов.

Остановимся на двух основных аспектах синтеза журналистики и блоггинга:

1. Использовании журналистами блогосферы в качестве источника информации.

2. Создании и ведении журналистских блогов.

Первый уровень взаимодействия журналистики и блоггинга — обращение журналистов к блогосфере как к источнику информации.

В последние несколько лет журналисты стали регулярно использовать блогосферу в качестве источника информации. Продукт блоггерской деятельности — это тексты электронных документов, при этом в большинстве случаев персонифицированные. Как показывает проведенный опрос, шесть из десяти журналистов в поиске информации регулярно используют блогосферу.

Журналистский блог — весьма распространенное явление в российской блогосфере. Популярное сообщество «Paparazzi» в системе «LiveJournal» объединяет профессиональных журналистов и насчитывает более 7 тыс. участников. Исторически сложилось так, что в российской блогосфере журналисты — одна из наиболее представленных профессий. Это обусловлено рядом причин: журналисты имеют привычку и умение писать, обладают коммуникативными навыками, проводят много времени в Интернете и т. п.

Разделим блоги журналистов на несколько типов:

1. Автор способен описывать в своем дневнике и личную жизнь, фактически не касаясь профессиональных аспектов. Например, интернет-дневник Светланы Лебедевой, креативного директора журнала «ТелеШоу». «Мой блог — совершенно личный, — рассказала она в интервью. — Он никак не влияет на мою журналистскую деятельность».

2. Блог может быть смешанным: автор говорит как об отвлеченных темах, так и о профессиональном (пример — блог журналиста Олега Кашина).

3. Блог может быть посвящен исключительно профессиональным вопросам журналистики или темам, затрагиваемым в журналистских текстах (пример — блог публициста Максима Соколова)

4. Наконец, существуют блоги (как журналистов, так и нежурналистов),фактически дублирующие функции традиционных СМИ.

Выделим основные функции журналистских блогов:

· Связь с реальными и потенциальными читателями. Общение в рамках блога предполагает широкий тематический спектр (дискуссия возможна не только об опубликованных материалах, но и на отвлеченные темы), обычно носит регулярный характер. Важно, что возможность совмещать в блоге личное и профессиональное сближает журналиста со своими читателями, «очеловечивает» его.

· Связь с коллегами по цеху. Так как журналистское сообщество представлено в блогосфере достаточно широко, блоги оказались удобной площадкой для внутрицехового общения. В блогосфере регулярно поднимаются вопросы о журналистской этике, тех или иных аспектах профессиональной деятельности журналистов.

· Развитие личных и профессиональных качеств.

· Реакция на редакционную политику. Проблема свободы изложения мыслей и мнений актуальна для современной российской журналистики. Однако, в определенной степени явление самоцензуры характерно и для журналистских блогов.

· Раскрытие журналистской кухни. Эта функция, частично совпадает с коммуникативными функциями, изложенными выше. Журналист может использовать блог, чтобы объяснять принципы своей журналистской работы: методику выбора тем и сбора информации, работы с источниками, написания материала. Такой подход повышает прозрачность журналистской работы, а значит, укрепляет доверие к текстам СМИ со стороны читателей. В качестве примера можно привести серию заметок «Мастер-класс» в блоге журналиста Дмитрия Соколова-Митрича [11].

· Творческая лаборатория. Некоторые опрошенные журналисты отметили, что используют свой блог для написания черновиков текстов, запуска «пробных шаров», обкатки тех или иных тем.

· Активный сбор информации. Собирать информацию в блогосфере возможно задавая вопросы в собственном блоге, проводя опросы, выспрашивая подробности у очевидцев тех или иных событий.

Можно констатировать, что использование блогосферы как источника информации внесло существенные изменения в рабочий процесс современных журналистов, а ведение журналистских блогов открыло новые горизонты профессионального роста журналистов, расширило поле их деятельности, предоставило дополнительные возможности общения с читателями.

Микроблогинг (англ. micro-blogging) — это форма блогинга, которая позволяет пользователям писать короткие заметки и публиковать их; каждое такое сообщение может быть просмотрено и прокомментировано в режиме чата либо кем угодно, либо ограниченной группой лиц, которые могут быть выбраны пользователем. Наиболее популярным сервисом микроблогинга является Twitter.

Большинство преимуществ микроблогов для журналистов связано с небольшим размером записей. Для публикации «твита» требуется подготовка. Количество символов ограничивает автора в слишком развернутом выражении мысли, поэтому перед журналистом стоит задача изложить суть и выразить цель своего текста в 2-3 предложениях. Текст должен быть максимально информативен, дабы у читателя не возникало вопросов к его содержанию.

Таким образом, успешное и регулярное ведение микроблога способствует повышению лаконичности как необходимой профессиональной черты журналиста. Стоит заметить, что лаконизм как краткое и чёткое изложение мыслей в блоге подразумевает использование широкого словарного запаса, увеличение которого также имеет положительное влияние на профессиональную деятельность журналистов. Все эти факторы способны повышать уровень навыков подготовки журналистских материалов.

 




double arrow
Сейчас читают про: