Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура в различных типах СМИ. Функциональные группы редакции

Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры коллектива редакции. Её определяет – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура должна способствовать управлению всеми ее подразделениями. Это возможно при наличии – 1. центра управления коллективом. 2. при обеспечении свободного притока в редакцию информации. 3. при наличии в редакции прямой и обратной связи между всеми ее подразделениями и сотрудниками.

(NB) (для всех типов СМИ) Структура редакции формируется и под воздействием таких субъективных факторов, как принципы редакционной деятельности: Разделение труда. Кооперирование труда. Принцип единоначалия (гл. редактор).

(NB) Особенности редакционного коллектива: производственно-творческий характер, индивидуально-коллективный характер, комплексный характер, сочетание оперативности и непрерывности, сочетание универсальности со специализацией.

Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Он входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности РК является духовная продукция – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном – литературный коллектив. Чтобы выпускать в условиях рыночной экономики газету, ее учредитель и руководители редакции вынуждены заниматься медиабизнесом – предпринимательская деятельность, целью которой является получение прибыли. Без этого им невозможно обеспечивать существование редакции – ее экономическую – финансовую и техническую базу и выпуск газеты.

Функциональные группы редакции:

Функциональным называется разделение труда в соответствии с функциями трудового коллектива. В результате он разделяется на несколько функциональных групп. Профессиональное разделение труда происходит внутри каждой из этих групп – в соответствии с профессией и специальностью ее членов.

Творческая часть редакции: Звено управления: редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции. Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители). С гл. редактором всё понятно. Зам. гл. ред. –первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Редакционная коллегия носит совещательный характер. Задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов. В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Секретариат редакции – это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Звено исполнения. Корреспонденты. Обозреватели. Аналитик, Спец. кор. – в гл. аппарате! Соб. кор. – вне гл. аппарата. Корректоры, верстальщики (на стыке), фотографы, дизайнеры.

Техническая часть коллектива. Создают условия для твор. деятельности жур. – отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив. Обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров – корректорская, компьютерный центр, отдел проверки, дежурная служба выпуска. Сохраняют основные фонды редакции (ее здания, складские помещениея, служба охраны, хозяйственный отдел, транспортный. Технический секретариат – иногда он представлен только секретарем главного редактора. Редакционная библиотека – необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников. Особый характер имеет дежурная служба выпуска – создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. Включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. Коммерческая группа: Цель – обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания. Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Бухгалтерия финансовая деятельность. Отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.

 

 

18. Практика планирования редакционной деятельности СМИ, продолжаем 74 вопрос).

Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Вскоре оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению. Критерии составления плана: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Объект планирования – решают, каким будет содержание плана. Два направления содержание плана: тематическое и организационное. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Субъект планирования – решают, кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия, секретариат редакции, отделы, журналисты. Период планирования – долгосрочные, среднесрочные и оперативные планы.

_________________________________________________________________

Специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др.

Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта.

Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.

Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено. Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.

Бизнес-план – определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: