Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры коллектива редакции. Её определяет – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура должна способствовать управлению всеми ее подразделениями. Это возможно при наличии – 1. центра управления коллективом. 2. при обеспечении свободного притока в редакцию информации. 3. при наличии в редакции прямой и обратной связи между всеми ее подразделениями и сотрудниками.
(NB) (для всех типов СМИ) Структура редакции формируется и под воздействием таких субъективных факторов, как принципы редакционной деятельности: Разделение труда. Кооперирование труда. Принцип единоначалия (гл. редактор).
(NB) Особенности редакционного коллектива: производственно-творческий характер, индивидуально-коллективный характер, комплексный характер, сочетание оперативности и непрерывности, сочетание универсальности со специализацией.
|
|
Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Он входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности РК является духовная продукция – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном – литературный коллектив. Чтобы выпускать в условиях рыночной экономики газету, ее учредитель и руководители редакции вынуждены заниматься медиабизнесом – предпринимательская деятельность, целью которой является получение прибыли. Без этого им невозможно обеспечивать существование редакции – ее экономическую – финансовую и техническую базу и выпуск газеты.
Функциональные группы редакции:
Функциональным называется разделение труда в соответствии с функциями трудового коллектива. В результате он разделяется на несколько функциональных групп. Профессиональное разделение труда происходит внутри каждой из этих групп – в соответствии с профессией и специальностью ее членов.
Творческая часть редакции: Звено управления: редакторат, редакционная коллегия и секретариат редакции. Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители). С гл. редактором всё понятно. Зам. гл. ред. –первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Редакционная коллегия носит совещательный характер. Задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов. В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Секретариат редакции – это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска. К этому присоединяются обязанности по руководству техническими службами редакции, поддержанию трудовой, производственной дисциплины в коллективе. Звено исполнения. Корреспонденты. Обозреватели. Аналитик, Спец. кор. – в гл. аппарате! Соб. кор. – вне гл. аппарата. Корректоры, верстальщики (на стыке), фотографы, дизайнеры.
|
|
Техническая часть коллектива. Создают условия для твор. деятельности жур. – отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив. Обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров – корректорская, компьютерный центр, отдел проверки, дежурная служба выпуска. Сохраняют основные фонды редакции (ее здания, складские помещениея, служба охраны, хозяйственный отдел, транспортный. Технический секретариат – иногда он представлен только секретарем главного редактора. Редакционная библиотека – необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников. Особый характер имеет дежурная служба выпуска – создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. Включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. Работа этой службы строится по сменам, состав которых меняется с каждым очередным номером. Коммерческая группа: Цель – обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания. Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Бухгалтерия финансовая деятельность. Отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.
18. Практика планирования редакционной деятельности СМИ, продолжаем 74 вопрос).
Планирование – один из ключевых методов управления редакцией. План – одна из главных форм решения, которое принимает руководитель коллектива. Вместе с тем значение этого метода управления редакцией связано с тем, что процесс планирования принимает коллективный характер, в него вовлекаются все журналисты, каждый из которых заинтересован в содержании плана. Выдвижение на первый план оперативной новостной информации привело к отказу большинства редакций от перспективного планирования. Вскоре оказалось, что отказ руководителей многих редакций от перспективного планирования приводит к отрицательным последствиям – исчезновению в газетах аналитических и проблемных публикаций, к жанровому обеднению. Критерии составления плана: определение объекта планирования, его субъекта и периода планирования. Объект планирования – решают, каким будет содержание плана. Два направления содержание плана: тематическое и организационное. Первое из них определяет тематику, характер, жанровые особенности будущих публикаций. Второе – организационные мероприятия, необходимые для обеспечения содержания издания, а также ответственность отделов и журналистов за подготовку материалов. Субъект планирования – решают, кто будет создавать план. Это, прежде всего сами руководители редакции – главный редактор, его заместители, редакционная коллегия, секретариат редакции, отделы, журналисты. Период планирования – долгосрочные, среднесрочные и оперативные планы.
|
|
_________________________________________________________________
Специальные планы – тематических, целевых номеров и др. С помощью методов программно-целевого планирования создают планы коллективных редакционных акций, прежде всего кампаний, целевые программы освещения важных тематических направлений, например выборных кампаний, и др.
Конкретность редакционного рабочего плана обеспечивает ясное представление о его целях и реальных задачах. Конкретизация, детализация плана усиливается с понижением уровня планирования и его субъекта.
Все редакционные планы строятся на рубриках периодического издания, особенно на постоянных и долговременных. Эти рубрики – остов, скелет плана, они обозначают его главные направления, тематические разделы.
Оперативность – не только особенность труда журналиста, но и процесса редакционного планирования. Обычно на составление нового плана отделу и секретариату редакции дается весьма ограниченное время – всего несколько дней. Лишь при разработке планов газетной кампании или другой долговременной акции это время может быть увеличено. Процесс планирования как метода управления редакцией включает контроль, проверку выполнения намеченных планов.
|
|
Бизнес-план – определяет все стороны организации работы редакции как коммерческого предприятия, направленной на получение доходов и укрепление его финансовой базы.