Восприятие медиатекста потребителем:
Владимир Вячеславович Славкин рассматривает М-текст не как статический объект, а как динамический. Рассматривает на трех уровнях:
Внутритекстовый (предмет анализа – сам текст)
Надтекстовый. Различие коммуникативной деятельности автора, который доносит информацию и потребителя, который вопринимает текст (экстралингвистический уровень)
Гипертекстовый уровень. Текст существует не сам по себе, а как определенный этап воссоздания картины мира.
Явление медиаконвергенции имеет технологическое измерение, так как характеризуется слиянием разнотипных технологий производства и распространения информации, что позволяет разным СМИ доставлять аудитории медиатексты, сочетающие текстовые и аудиовизуальные элементы содержания. Под влиянием конвергенции медиатексты, продуцированные разными СМИ, приобретают свойства мультимедийности и интерактивности. Мультимедийный характер текста предполагает активное использование средств невербальной информации, что несомненно помогает раскрыть их потенциал. Так, в печатной прессе нет возможности использовать невербальные средства в адекватном объеме, автор газетного текста прибегает к варьированию шрифта, использованию стилистических возможностей системы пунктуации и структурной организации текста (введение подзаголовков, надзаголовков, внутритекстовых заголовков), цветового оформления, использования фотографий, рисунков и карикатур. Текст в СМИ перестает быть просто текстом. Он становится медиатекстом. Конвергенция СМИ подразумевает сочетание различных видов информации (текст + картинка + инфографика + движущаяся картинка). Читатель больше не воспринимает текст как один сплошной порядок слов. Для него это взаимодействие элементов. Все это привносит новые качества и изменяет информационный продукт как на уровне содержания, так и на уровне его выражения.
|
|
Понятие жанра. Характеристика жанрообразующих факторов. Различные классификации жанров. Современная жанровая система.
Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками, которые называются жанрообразующими факторами. (А.А.Тертычный)
В теории журналистики (Тертыч) выделяются следующие основные факторы: предмет отображения, целевая установкаотображения и метод отображения.
Предмет отображения включает в себя феномены из разных сфер деятельности, например из экономики, политики, права, религии, морали и т.д. Это может быть событие, процесс, ситуация, личность.
Целевая установка:
а) Создание наглядной модели исследуемого явления —описание предмета отображения.
б) Установление причинно-следственных связей тех или иных событий, процессов, действий
в) Оценка предмета отображения
г) Прогноз развития предмета отображения
д) Формулирование программы действий