Основные этапы развития науки муниципального права. Особенности современного этапа развития науки муниципального права

Если современное законодательство появилось сравнительно недавно – в девяностые годы, то наука значительно раньше, в реформы Александра II в 1860-е – 1870-е годы. Элементы самоуправления: новгородское и псковское вече, Иван Грозный реформировал местные власти…

Но как наука – это конец (вторая половина) девятнадцатого века. Но самого термина «муниципальная наука» не было, входило в курс «государственное право России». Профессор Каркунов – один из ведущих специалистов, Лозаревский, Градовский, Васильчеков (1871 год издания, книга о местном самоуправлении) и другие. Труды переиздаются, используются для научных исследований.

Наука в тот период зародилась и развивалась до 1917-1918 годов, до революции. В результате революции земские и городские органы были ликвидированы, на их месте появились Советы (Советы были органами государственной власти).

В связи с этим начинается и новый этап развития науки, который получил название «советское строительство». «Строительство» = «устройство, построение системы Советов». Задача: анализ практики советов, разработка рекомендаций по улучшению деятельности… Просуществовала наука до конца 80-х – начала 90-х годов, до конца существования самих Советов.

В конце восьмидесятых годов начались поиски новых способов организации местной власти.

Новый этап развития – это с девяностых годов по настоящее время. Это третий этап.

В этот период было 3 основополагающих закона (1992, 1995 и 2003).

Костюков, Кутафин, Васильев… Много известных учёных.

Актуальные проблемы:

6. Определение самого места муниципального права, разработка особенностей предмета и метода, разграничение его от других отраслей.

7. Соотношение государственной и местной властей.

8. Вопросы территориальной организации местной власти.

9. Вопросы ответственности за качество решения, за качество управленческой деятельности, за эффективность управления.

10. И ещё множество других проблем.

 

 

Вопрос 6. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России (1864 – 1918г.г).

1 января 1864г. Положение о губернских и уездных земских учреждениях и 16 июня 1870 г. Городовое положение.

На смену самоуправлению патриархальному и сословному пришли всесловные выборные учреждения – земства.

Земские реформы явились частью общегосударственных реформ.

В систему земских органов входили:

-избирательные съезды (выборы гласных по куриям),

-уездные и губернские земские собрания (распорядительные органы),

-уездные и губернские управы (исполнительные органы).

Земские органы избирались различными сословиями местного общества.

В соответствии со ст. 16 Положения 1864 г. уездные земские собрания состояли из выборных лиц – гласных.

Выборы уездных гласных проводились по трем куриям:

1) на съезде уездных землевладельцев

2) на съезде городских избирателей – в городах, входивших в состав уездов

3) на съезде выборных от сельских обществ.

Право на участие в выборах давал не только земельный ценз, но и имущественный – владение недвижимой собственностью, промышленным, торговым или хозяйственным предприятием.

Землевладельцы, не имеющие полного ценза, участвовали в выборах вскладчину.

Вопрос 7. Организация местной власти в Советский период (1918 – 1990г.г).

 

После Октябрьской революции 1917.

В организации местной власти была сделана ставка на советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Так, например, в обращении II Всероссийского съезда Советов «Рабочим, солдатам и крестьянам» говорилось о том, что в результате победы народных масс организованы Советы на всех уровнях. Это положение в различных формулировках воспроизводилось в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 г. (см. далее Конституция РСФСР) и других важнейших правовых актах молодого Советского государства.

 

Важное значение для будущей реформы местного управления на всей территории России имели обращения «Об организации местного самоуправления» и «Инструкция о правах и обязанностях Советов», принятые Народным комиссариатом внутренних дел 4 января 1918 г. Эти документы содержали рекомендации по налаживанию практической работы местных учреждений публичной власти. Кроме того, местные Советы объявлялись органами власти и управления, действующими в пределах принятого тогда административно-территориального деления страны.

Исходя из того, что местные Советы представляли собой нижнее звено единого государственного аппарата, любое решение, отражавшее самостоятельность местного Совета, могло быть отменено со ссылкой на незаконность или нецелесообразность. Тем самым, идея принадлежности Советам всей полноты власти не соответствовала действительности. На практике создавалась ситуация, при которой деятельность представительных органов местной власти практически контролировалась и даже ограничивалась исполнительными комитетами.

 

В свою очередь отношения между Советами и их исполнительными комитетами характеризовались напряженностью. Оставаясь формально структурными органами местных Советов, исполкомы в повседневной работе практически подменяли их.

 

С принятием Конституции РСФСР 1925 г. можно говорить о начале нового этапа в правовом регулировании деятельности местного управления и местного самоуправления. Конституция РСФСР 1925 г., в отличие от Конституции РСФСР 1918 г., более четко определяла концепцию взаимоотношений местных и центральных органов власти.

Это выражалось в том, что согласно Конституции РСФСР 1925 г. у вышестоящих государственных органов было право непосредственного контроля за деятельностью местных органов власти, а Конституция РСФСР 1918 г. такое право за органами центральной власти не закрепляла. Кроме того, для местного самоуправления было весьма важно и то, что в Конституции РСФСР 1925 г. не было специальной формулировки, устанавливающей право аннулирования вышестоящим Съездом решений местных Советов.

 

Анализ полномочий местных органов власти, закрепленных в Конституции РСФСР 1937 г., позволяет сделать вывод о том, что правомочия указанных публичных институтов составляли такие функции, которые могли осуществляться только лишь в непосредственной взаимосвязи с центральной властью.

При раскрытии компетенции как государственных, так и местных органов управления, устанавливается круг вопросов, отнесенных законодательством к их ведению, то есть закрепляются предметы ведения. Во многих республиканских Конституциях, в том числе и в Конституциях РСФСР, указывалось, что предметом ведения местных Советов являются «вопросы местного значения». Следовательно, в пределах своих полномочий органы местной власти самостоятельны.

 

В частности, под вопросами местного значения понимали вопросы, отнесенные законодательством к ведению местных Советов, решаемые ими самостоятельно.

Конкретизируя на основе анализа четырех Российских конституций компетенцию органов местных Советов отметим, что Конституция РСФСР 1925 г. (в отличие от Конституции 1918 г.) установила более широкие полномочия, отнесенные к ведению органов местного управления.

Так, например, в компетенцию местных органов власти входили:

-составление местного бюджета;

-проведение культурных и хозяйственных мероприятий;

-исполнение постановлений высших органов власти;

-своевременное решение вопросов местного значения на определенной территории;

-распространение и соблюдение законов на соответствующей территории;

-защита государственного порядка и общественной безопасности.

 

В свою очередь Конституция СССР 1936 г. в ст. 97 значительно расширяла права местных Советов и, в отличие от Конституции СССР 1924 г., добавляла к их компетенции:

-руководство деятельностью местных органов;

-поддержание государственного правопорядка;

-защиту законов и гражданских прав;

-управление местным хозяйственным и культурным строительством, составление местного бюджета.

 

Итак, в основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти, с характеризующейся жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Все Советы, включая местные, выступали как единая система.

Такое положение сохранялось вплоть до 90-х гг. ХХ в. Однако в условиях гласности и демократизации многие либеральные теории, в том числе и теория местного самоуправления, вновь стали привлекать внимание.

В таких условиях концепция Советов как органов местного управления в системе государственного управления постепенно трансформируется в теорию местного (муниципального) самоуправления. Тенденции реформирования старой структуры местного управления и поиски новых оптимальных правовых форм местного самоуправления выразились в принятом 9 апреля 1990 гг. законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР». Соответствующие изменения были внесены в Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.

 

 

Вопрос 8. Муниципальные системы зарубежных стран: виды, особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: