Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине) XIX во Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины.
Критика этой теории: эта теория носит абстрактный характер, невозможно объяснить реалии современного государства закономерностями первобытнообщинного строя, создание этой теории на практике превратило бы государство в союз суверенных общин, что недопустимо, потому что государству не безразлично, как живут его граждане на отдельных территориях, как решаются вопросы на местах… Невозможно разделить непроходимой гранью дела государства и дела общины.
|
|
Когда эту теорию раскритиковали, она несколько видоизменилась и на её месте появилась другая, тоже в XIX веке… Теперь упор делался не на историю, а на тех делах, что делают на местах. Это «Хозяйственная теория». Главное в хозяйственной теории – содержание коммунальной деятельности, содержание местных дел, вопросов, которые решаются на местах.
Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться.
В рамках этой же хозяйственной теории есть другой вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы должны признаваться юридическими лицами. Отсюда такая система аргументов: коммуна, община – обычное юридическое лицо, государство принимает закон, по которым живут и работают юридические лица, оно устанавливает правила их деятельности, но во внутренние дела их государство не вмешивается. Община – что-то вроде акционерного общества.
Критика этой теории:
1) Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе.
2) Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел.
|
|
3) Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители…
Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер.
Появилась практически одновременно с общественной, родоначальником государственной теории стала Германия середины XIX века, основоположники профессора Штейн и Гнейс. В своих работах они говорили, что в современном государстве любая публичная власть есть государственная власть и иной быть не может, а самоуправление сводится к тому, что ему передаются некоторые государственные полномочия, на них возлагается некий круг государственных задач. Никаких особых задач и ничего такого не существует, да, выборность, могут формироваться населением, но… Местное самоуправление подконтрольно и подчинено государство, государство по своему управлению может изъять вопрос из их компетенцию, включить новый вопрос в него… Всегда существует примат государственных интересов над местными, то есть государство превалирует над местами.
Она преобладала в монархических странах, в Российской империи, в СССР…
Недостатки этой теории:
1. Её авторы не признают существование особых интересов на местах, местных территориальных коллективов, отличающихся от государственных интересов.
2. В рамках этой концепции всегда создаётся централизованная система управления, которая не всегда даёт должный эффект, не всегда эффективна.
Спору этому уже более двух веков и в середине XX века появилась новая теория: «Теория дуалистической природы власти местного самоуправления», или теория дуализма.
Сторонники этой теории говорят, что власть местного самоуправления носит государственно-общественный характер, она двойственна по своей природе.
Черты, объединяющие с государственной теорией:
1. Власть носит обязательный характер, она создаётся не по инициативе населения.
2. Это право издавать нормативные акты.
3. Право привлекать к ответственности в некоторых случаях за неисполнения нормативных актов.
4. Наличие обязательных органов…
Черты, объединяющие с общественной теорией:
1) Разнообразие форм осуществления.
2) Допустимость инициатив в решении местных вопросов.
3) Привлечение общественности к решению этих вопросов.
Вопрос 11. Понятие, виды и содержание принципов МСУ.
Принципы – это основополагающие идеи, позволяющие раскрыть его сущность.
Принципы местного самоуправления:
1) Носят объективный характер. Данные принципы сформулированы на основе десятилетнего или столетнего опыта существования этого института (местного самоуправления) различных стран.
2) Носят системный характер, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Это означает, чтобы тот или иной институт власти соответствовал понятию местного самоуправления, он должен соответствовать всем принципам местного самоуправления, иначе будет квази-самоуправление.
3) Имеют конституционное и законодательное закрепление. Они закреплены на уровне Конституции и в федеральном законодательстве.
Местному самоуправлению присуще все общие принципы публичной власти.
Всю систему принципов можно разделить на две группы:
-общедемократические принципы (характерны любой демократической форме власти) и
-особые принципы местного самоуправления (отражаются особенности муниципальной власти).
I. Общедемократические принципы:
1) Принцип законности. Местная власть обязана соблюдать законы.
2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность органов местного самоуправления соблюдать права и свободы человека и гражданина.
|
|
3) Принцип гласности деятельности местного самоуправления.
4) Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления. Население вправе избирать своих представителей.
5) Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Любая публичная власть несёт ответственность перед народом за свои действия. Но местная власть не только перед народом, но и перед государством несёт ответственность.