Общественная концепция

Исторически первой теорией была «Теория свободной общины». Возникла в первой половине (ближе к середине) XIX во Франции и Бельгии. За основу брался исторический подход. Они говорили, что община исторически возникла раньше государства, общины (в процессе объединения) породили государства и передали ему часть своих прав, вместе с тем у каждой общины остались свои неотчуждаемые права и свободы. Эти общинные дела по своей природе отличаются от государственных дел, поэтому вмешательство государства в дела общины недопустимо. Должностные лица, служащие общины являются представителями населения, а не государственными чиновниками. Они предлагали дополнить четвёртой ветвью власти – власти свободной общины.

Критика этой теории: эта теория носит абстрактный характер, невозможно объяснить реалии современного государства закономерностями первобытнообщинного строя, создание этой теории на практике превратило бы государство в союз суверенных общин, что недопустимо, потому что государству не безразлично, как живут его граждане на отдельных территориях, как решаются вопросы на местах… Невозможно разделить непроходимой гранью дела государства и дела общины.

Когда эту теорию раскритиковали, она несколько видоизменилась и на её месте появилась другая, тоже в XIX веке… Теперь упор делался не на историю, а на тех делах, что делают на местах. Это «Хозяйственная теория». Главное в хозяйственной теории – содержание коммунальной деятельности, содержание местных дел, вопросов, которые решаются на местах.

Их аргументы: местное самоуправление есть заведывание хозяйственными вопросами, в силу неполитического характера этой деятельности она безразлична для государства. Они считали, что местное самоуправление – это корпорация не публичного, а частного права и им же должно регулироваться.

В рамках этой же хозяйственной теории есть другой вариант: Самоуправляющиеся единицы как юридические лица. Самоуправляющиеся единицы должны признаваться юридическими лицами. Отсюда такая система аргументов: коммуна, община – обычное юридическое лицо, государство принимает закон, по которым живут и работают юридические лица, оно устанавливает правила их деятельности, но во внутренние дела их государство не вмешивается. Община – что-то вроде акционерного общества.

Критика этой теории:

1) Вопросы местного самоуправления нельзя полностью считать только хозяйственными вопросами, в местном самоуправлении решаются вопросы о муниципальной власти (выборы…), это публичное право в том числе.

2) Если акционерные общества создаются добровольно, то местное самоуправление – это обязательная форма решения местных дел.

3) Не может государство быть безразличным наблюдателем за тем, как живут его жители…

 

Государственная концепция, представители этой концепции доказывают, что власть местного самоуправления носит государственный характер.

Появилась практически одновременно с общественной, родоначальником государственной теории стала Германия середины XIX века, основоположники профессора Штейн и Гнейс. В своих работах они говорили, что в современном государстве любая публичная власть есть государственная власть и иной быть не может, а самоуправление сводится к тому, что ему передаются некоторые государственные полномочия, на них возлагается некий круг государственных задач. Никаких особых задач и ничего такого не существует, да, выборность, могут формироваться населением, но… Местное самоуправление подконтрольно и подчинено государство, государство по своему управлению может изъять вопрос из их компетенцию, включить новый вопрос в него… Всегда существует примат государственных интересов над местными, то есть государство превалирует над местами.

Она преобладала в монархических странах, в Российской империи, в СССР…

Недостатки этой теории:

1. Её авторы не признают существование особых интересов на местах, местных территориальных коллективов, отличающихся от государственных интересов.

2. В рамках этой концепции всегда создаётся централизованная система управления, которая не всегда даёт должный эффект, не всегда эффективна.

 

Спору этому уже более двух веков и в середине XX века появилась новая теория: «Теория дуалистической природы власти местного самоуправления», или теория дуализма.

Сторонники этой теории говорят, что власть местного самоуправления носит государственно-общественный характер, она двойственна по своей природе.

Черты, объединяющие с государственной теорией:

1. Власть носит обязательный характер, она создаётся не по инициативе населения.

2. Это право издавать нормативные акты.

3. Право привлекать к ответственности в некоторых случаях за неисполнения нормативных актов.

4. Наличие обязательных органов…

Черты, объединяющие с общественной теорией:

1) Разнообразие форм осуществления.

2) Допустимость инициатив в решении местных вопросов.

3) Привлечение общественности к решению этих вопросов.

 

Вопрос 11. Понятие, виды и содержание принципов МСУ.

Принципы – это основополагающие идеи, позволяющие раскрыть его сущность.

Принципы местного самоуправления:

1) Носят объективный характер. Данные принципы сформулированы на основе десятилетнего или столетнего опыта существования этого института (местного самоуправления) различных стран.

2) Носят системный характер, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Это означает, чтобы тот или иной институт власти соответствовал понятию местного самоуправления, он должен соответствовать всем принципам местного самоуправления, иначе будет квази-самоуправление.

3) Имеют конституционное и законодательное закрепление. Они закреплены на уровне Конституции и в федеральном законодательстве.

Местному самоуправлению присуще все общие принципы публичной власти.

Всю систему принципов можно разделить на две группы:

-общедемократические принципы (характерны любой демократической форме власти) и

-особые принципы местного самоуправления (отражаются особенности муниципальной власти).

I. Общедемократические принципы:

1) Принцип законности. Местная власть обязана соблюдать законы.

2) Приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность органов местного самоуправления соблюдать права и свободы человека и гражданина.

3) Принцип гласности деятельности местного самоуправления.

4) Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления. Население вправе избирать своих представителей.

5) Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Любая публичная власть несёт ответственность перед народом за свои действия. Но местная власть не только перед народом, но и перед государством несёт ответственность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: