Особенности континентальной модели МСУ (на примере Франции)

В странах с континентальной муниципальной системой (Франция, Италия, Испания, Бельгия, страны Латинской Америки) параллельно действуют два вида органов власти на местах: назначенный представитель государственной власти и избранный населением административно-территориальной единицей совет. Так, например, в высшую административно-территориальную единицу Франции — регион — декретом Президента, принятым в Совете министров по представлению главы правительства и министра внутренних дел, назначается комиссар Республики. Одновременно в регионе избирается местный представительный орган — региональный совет, а исполнительным органом совета является избираемый им председатель.

 

В нижестоящей по отношению к региону административно-территориальной единице — департаменте представителем государственной власти является префект, а местный представительный орган — генеральный совет избирается населением сроком на шесть лет и обновляется наполовину через каждые три года.

В округе (следующая после департамента административно-территориальная единица Франции) имеется только назначенный представитель государственной власти — супрефект.

 

В самой низовой административно-территориальной единице — коммуне никаких назначаемых органов нет. Население коммуны избирает сроком на шесть лет местный представительный орган — муниципальный совет, численность которого зависит от численности населения коммуны. Так, в коммунах численностью менее 100 жителей в совет избирается девять человек, в коммунах численностью от 2500 до 3499 жителей — 25 человек, для коммун, насчитывающих от 80000 до 99999 жителей, — 53 человека. Исполнительную власть в коммуне осуществляют мэр и его заместители, которые избираются муниципальным советом.

Вопрос 9. Понятие и сущность МСУ в РФ.

Местное самоуправление в РФ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ и ФЗ, а в случаях, установленными ФЗ, законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населения непосредственно и (или) через органы МСУ, вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. (ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»)

Основной субъект местного самоуправления – местное население.

Формы осуществления: либо непосредственное, либо через органы.

Для чего в государстве учреждается местное самоуправление? Для решения вопросов местного значения. Это – основной смысл, назначение местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления:

1. Местное самоуправление как институт в системе российского государства, как элемент системы российского государства. Подобная точка зрения основывается на статье 12 Конституции (в РФ как в государстве есть такой институт – местное самоуправление).

а)Местное самоуправление – обязательный элемент (неотъемлемый атрибут) современного демократического государства. На эту сущность особое внимание обращает преамбула Европейской хартии о местном самоуправлении, что любое демократическое государство обязано иметь местное самоуправление.

б)Местное самоуправление – это форма народовластия. На основе статье 3 Конституции (там указано, что народ – единственный источник власти).

в)Местное самоуправление – это одна из основ конституционного строя России. Такой вывод мы делаем на основе того, что главные нормы (статьи 3, 12) – закрепляются в первой главе Конституции.

г)Местное самоуправление есть средство обеспечивания децентрализации государственного управления.

Отличие государственной власти от муниципальной:

а) По характеру власти. Государственная – суверенная власть обладает признаком суверенитета, а муниципальная власть – подзаконная, она не обладает признаком суверенитета, то есть пределы действия муниципальной власти, его возможности определяются законами государства.

б) По сферам компетенции. Местная власти её сфера – это «вопросы местного значения», а государственная власть в свою компетенцию включает наиболее важные проблемы, вопросы, требующие общегосударственного, единого подхода в масштабах всего государства.

в) Источники финансовых средств. Каждый уровень власти наделяется собственными финансовыми источниками.

г) Территориальные границы действия власти. Государственная – на всей территории, на всех жителей. Муниципальная власть действует в границах муниципального образования. Действия и решения муниципальной власти обязательны только для жителей этого муниципального образования.

2. Статья 32 Конституции закрепляет право граждан на участие в управление делами государства, отсюда следует, что местная власть – это субъективное право гражданина на участие в местном самоуправлении. Каково содержание этого субъективного права гражданина?.. Прежде всего – это право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Анализ других положений законодательства позволяет дополнить: право на занятие должности муниципальной службы, право на обращение в органы местного самоуправления (с заявлением, обращением…), право на получение информации о деятельности этих органов…

Т.Е. С одной стороны – объективно существующий институт, с другой – субъективное право граждан.

Вопрос 10. Основные теории о сущности и природе власти МСУ.

Спор идёт по вопросу характеру власти: общественная ли это (негосударственная) или государственная власть?..

Таким образом, существуют государственная и общественная концепция власти по природе власти местного самоуправления.

Практический смысл: представители общественной концепции считают недопустимым вмешательство государства, а государственной – наоборот, что государство в любой момент может вмешиваться, контролировать…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: