Кутафин и Фадеев – их система функций

Функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление будет таковым только тогда, когда в его осуществлении будут участвовать не только органы местного самоуправления, но и непосредственно само население. Если не привлекать население, то будет местное управление, а не самоуправление. У нас обязательно обсуждение наиболее важных проектов, решений… Обязательное опубликование отчётов, решений и т.д. Собрание, дежурства населения и т.д.

2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами муниципального образования.

3. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований. (Обеспечение населения муниципальными услугами, предоставление муниципальных услуг населению). Указ президента РФ в 2007 году, который был направлен на перечисление перечня стандартного набора того, каковы стандарты основных жизненных потребностей…

4. Обеспечение комплексного экономического и социального развития территории муниципального образования. (Планирование, в частности…).

5. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования (муниципальная милиция, закона о ней ещё не принято; у нас в порядке эксперимента, так как разрешалось в больших городах).

6. Защита прав и интересов местного самоуправления, гарантированных государством (органы местного самоуправления не записаны в числе тех, кто может обращаться в Конституционный суд за защитой, но в последнее время органы местного самоуправления как представители населения…).

 

Вопрос. Понятие правовой основы МСУ, основные этапы ее развития

 

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;

4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифи­цированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить четыре периода: 1) с 1990—1991 гг. по октябрь — декабрь 1993 г.; 2) с октября — декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.; 3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» до принятия и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г., который знаменует новый (четвертый) период развития правовой основы местного самоуправления, про­должающийся по настоящее время.

Первый период связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990—1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Со­ответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию иКонсти­туцию РСФСР.

Закон СССР об общих началах местного самоуправления определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Правовой основой реформирования местного самоуправления послужили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий. Были также утверждены Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано принять положения о выборах в органы местного самоуправления с учетом данных Основных положений.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих, правовых актов по местному, самоуправлению.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. — со дня своего официального опубликования — вступил в силу. Начался новый этап в развитии правовой основы местного самоуправления.

Статья 55 Федерального закона установила, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с данным Законом применяются в части, не противоречащей ему.

Закон также сохранил действие ст. 49—76 (закрепляющих полномочия местной администрации) и ст. 80—86 (регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления) Закона РСФСР о местном самоуправлении, которые применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и данному Закону, и действуют до принятия субъектами Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований. В этих статьях содержатся положения о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении и других формах участия населения в осуществлении местного самоуправления. Федеральный закон установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Федерации в соответствие с ним.

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного самоуправления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено российским законодательством;

2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нор­мативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим во­просы местного самоуправления;

3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному нормативному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления

5) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;

6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);

 

Вопрос 13. Конституционные основы МСУ в РФ.

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления. Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ.

Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов.

В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления. К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.

В ст. 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.

 

Вопрос 14. Европейская Хартия местного самоуправления (общая характеристика)

Одним из наиболее авторитетных международных соглашений в области МСУ является Европейская Хартия местного самоуправления. Этот акт занимает особое место в системе международного права и принят в рамках Совета Европы. Россия ратифицировала Европейскую Хартию МСУ в 1998 году. Хартия включает несколько групп норм: общие принципы и гарантии МСУ, систему контроля, установленную в интересах МСУ, и положения о ратификации, оговорках, денонсации Хартии.

Основные положения Европейской Хартии МСУ:

  • принцип МСУ должен быть признан во внутреннем законодательстве и в конституции государства
  • МСУ – это право и способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
  • право местного самоуправления осуществляется представительными органами, которые в свою очередь могут располагать подотчетными им исполнительными органами
  • органы МСУ в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен и компетенции другого органа власти
  • публичная власть, как правило, должно осуществляться преимущественно органами власти, наиболее близкими к гражданину
  • предоставляемые органам МСУ полномочия должны быть полными и исключительными
  • при делегировании полномочий центральными или региональными органами местным органам самоуправления последние должны обладать свободой применения их в соответствии с местными условиями
  • органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры

 

 

Вопрос. Современное состояние правовой основы МСУ: общая характеристика и проблемы.

Правовые основы: место и роль международно-правовых актов о местном самоуправлении в правовой системе местного самоуправления; конституционные основы местного самоуправления; федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления; нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления; муниципальные правовые акты: требования, предъявляемые ко всем муниципальным правовым актам. Субъекты правотворческой инициативы. Обязательные требования по вопросам вступления в силу муниципально-правовых актов. Отмена муниципально-правовых актов и приостановление их действия. Устав муниципального образования. Вопросы, которые в обязательном порядке должны быть отражены в уставе. Государственная регистрация устава. Правовая основа регистрации устава. Отказ в государственной регистрации. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования. Решения представительного органа местного самоуправления. Постановления и распоряжения главы муниципального образования. Договоры и соглашения. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Акты правосудия, содержащие правовые позиции и нормативное толкование по вопросам организации местного самоуправления.

 

 

Вопрос 15. Понятие и основные признаки муниципальных образований. Соотношение административно-территориального и муниципально-территориального устройства РФ.

Понятие не даётся в законах, только в научных трудах.

Муниципальное образование – это социально-территориальное образование, создаваемое в населённых пунктах на территориях, объединяющих населённые пункты, либо на части территории городов федерального значения в целях осуществления их населением местного самоуправления, являющие пространственной границей реализации принадлежащей населению муниципальной власти и характеризующаяся наличием органов местного самоуправления, местного бюджета и муниципального имущества, а также устава о местном самоуправлении.

Признаки, отличающие муниципальные образования от административно-территориальных единиц:

1. Муниципальные образования создаются на базе (на основе) уже существующих (имеющихся) административно-территориальных единиц. То есть каждое муниципальное образование это ещё и административно-территориальная единица, но не каждая административно-территориальная единица получила статус муниципального образования.

2. Различные цели создания: административно-территориальные единицы – для осуществления государственной власти, а муниципальные образования – для осуществления прав.

3. Наличие органов местного самоуправления.

4. Обязательно должен быть местный бюджет, должна быть своя муниципальная собственность и устав о местном самоуправлении.

Вопрос 15 а

Виды муниципальных образований (нынешнее законодательство устанавливает исчерпывающих перечень):

1) Сельское поселение. Сельское поселение всегда создаётся на основе сельского населённого пункта. Сельским поселением может признаваться либо один сельский населённый пункт, либо несколько сельских населённых пунктов, объединённых одной территорией.

2) Городское поселение. Городским поселением всегда признаётся городской населённый пункт – город или посёлок.

3) Муниципальный район. Муниципальным районом признаётся территория, включающая в себя несколько поселений, либо поселений и межселенных территорий. В силу того, что местное самоуправление осуществляется население, то и муниципальное образование должно создаваться там, где живут люди. Межселенные территории – это территории между поселениями, это не муниципальные образования, поэтому эта территория включается в муниципальный район. Район решает вопросы межпоселенческого характера, те, которые очень сложно или невозможно решить в рамках одного поселения (природоохранные, транспортное сообщение между населёнными пунктами). На уровень муниципальных районов могут передаваться (делегироваться) отдельные государственные полномочия.

4) Городской округ. Городским округом признаётся городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Оно обладает достаточным социально-экономическим потенциалом для самостоятельного решения всех вопросов местного значения (и тех, которые решаются в поселениях, и тех, которые решаются в муниципальных районах). Также на уровень городского округа могут передаваться отдельные государственные полномочия. Городские округа не входят в состав муниципальных районов.

5) Внутригородские территории городов федерального значения. Городские органы Москвы и Санкт-Петербурга – это субъекты федерации, а внутригородские территории – это уже местного самоуправления.

1, 2 и 5 – первичные уровни.

3, 4 – второй уровень.

Особым режимом обладают:

1. Закрытые административно-территориальные единицы;

2. Наукограды (Мичуринск – это наукоград);

3. Приграничные территории (должен быть принят, но пока нет).

4. Районы крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроками завоза грузов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: