Ветхозаветная религия: характерные признаки, исторические этапы. Основные отличия ветхозаветной религии от позднего иудаизма

Монотеистическая религия, которую имели праотцы всех народов, но которая приобрела свою фиксированную определенность через Откровение, полученное Моисеем и другими еврейскими пророками, называется ветхозаветной. Поэтому она обычно понимается как религия евреев до пришествия Христа Спасителя и начала Нового Завета (далее начинается иудаизм или новоиудейство).

К основным чертам этой религии, как повествует Библия, следует отнести, во-первых, ее безусловный монотеизм. Утверждения некоторых исследователей о политеистическом характере ветхозаветной религии не выдерживают критики при внимательном рассмотрении приводимых ими аргументов. Главные из них следующие:

1. В еврейском тексте Библии с первых же строк говорится об «Элогим», то есть о богах (т.к. суффикс «им» указывает на множественное число), а не о Боге, как это переведено на другие языки.

2. В Библии упоминаются имена различных богов, которым поклонялись евреи: Адонаи, Ягве, Саваоф и др.

3. Многочисленные библейские антропоморфизмы в отношении Бога говорят о примитивном, свойственном политеистам, представлении о Боге в ветхозаветной религии.

Относительно этих возражений можно заметить следующее:

1. Суффикс «им» в еврейском языке указывает не только на множественное число, но также используется для выражения полноты бытия, качества, превосходной степени. Например, в Библии небо звучит как шамаим, вода (как стихия) – маим и т.д. Это же относится и к имени «Элогим», которым выражалось особое благоговение перед Богом, подчеркивались Его исключительность и единственность. Это словоупотребление являлось как бы вызовом окружающему политеизму. «В еврейском языке Элогим не означало «боги», а являлось заменой превосходной степени, которой еврейский язык не знает. Употребление «Элогим» вместо «Эль» должно было подчеркнуть, что речь идет не просто о семитском божестве, а о Боге высочайшем. Примечательно, что ни «Элогим», ни «Элоах» в семитской литературе не встречается нигде, кроме Библии».

Некоторые Отцы склонны были полагать, что уже в Священном Писании Ветхого Завета этим именем прикровенно указывалось на Троичность Ипостасей в Боге. Так, свт. Василий Великий писал: «И рече Бог: сотворим человека. Скажи мне: неужели и теперь одно Лицо? Не написано: да будет человек, но – сотворим человека… Слышишь христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, Им же и веки сотвори (Евр. 1:23)!» «Итак, говорит собственному Своему Образу, Образу живому, вещающему: «Аз и Отец едино есма» (Ин. 10:30)… Ему говорит: сотворим человека по образу Нашему».

2. Ягве, Адонаи и другие встречающиеся в Библии имена Бога означают не разные божества, но различные имена единого Бога, указывающие на те или иные свойства Бога. Так, «Адонаи (евр.) – сильный, могущественный повелитель – Господь». «Саваоф (евр., род., множ.) – воинств, сил; употреблялось обыкновенно со словом Господь, Бог». Ягве или «Иегова (евр.) Сущий – великое и святое имя Бога, означающее самобытность, вечность и неизменяемость Существа Божия(Исх. 3:14)».

3. Антропоморфизмы сами по себе не могут служить сколько-нибудь достаточным аргументом, подтверждающим политеистический характер ветхозаветной религии, поскольку они присущи не только всем религиям, но и человеческому языку вообще, поскольку он – человеческий.

Но если возражения против монотеизма ветхозаветной религии оказываются простым недоразумением, то бесспорно обратное. Заповедь о почитании единого Бога стоит первой в десятословии Моисея и повторяется настойчиво и многократно на протяжении всей Библии. Не заметить этого нельзя.

Ветхозаветная религия имеет многие черты, общие для большинства религий. К ним относятся, например, учение о личном Божестве, об Откровении, о добре и зле, о воздаянии, об ангелах и демонах, о необходимости жертвоприношений (кровавых), молитв и многое другое.

В то же время религия «Пятикнижия» неопределенно говорит о бессмертии души человеческой (напр., Еккл. 12,7), которая сходит в преисподнюю, шеол, страну забвения, место бессознательного пребывания, вечного непробудного сна (напр.: «для дерева есть надежда, что оно, если не будет срублено, снова оживет… а человек умирает и распадается; отошел, и где он? – человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего»-Иов. 14;7,10,12).

«Закон» (Пятикнижие) не говорит ни о посмертном воздаянии, ни о воскресении мертвых и вечной жизни, ни о Царствии Божием. Бог «Закона» является безусловным мздовоздаятелем лишь здесь, в земной жизни. И потому религия «Закона» не возвышает человека над идеалом чисто земного благополучия (шалома).

Но уже у некоторых пророков встречаются выражения, из которых можно заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но испытывают и определенные состояния. Так, пророк Иезекииль говорит, что «пораженные, падшие от меча» будут положены среди необрезанных в самой глубине преисподней (32, 18-32). А пророк Исаия о посмертной участи нечестивых говорит: «червь их не умрет и огонь их не угаснет» (66, 24).

Ветхозаветная религия, в лице пророков, чает воскресения мертвых. Эту надежду высказывает праведный Иов, когда говорит: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (19, 25-27). О всеобщем воскресении говорит вполне определенно Исаия (26, 8; 16, 19), осуществление его предвидит Иезекииль (гл. 37). По воскресении для праведников будет вечная блаженная жизнь, а грешникам – посрамление: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»» (Дан. 12:2-3).

Однако ряд важных особенностей выделяют ветхозаветную религию из прочих религий. Это учение о творении мира из «ничего», о сотворении человека как образа Божия, о грехопадении человека и др. Здесь остановимся на ее учении о Мессии и особом избранничестве еврейского народа.

1. Ожидание Мессии (греч. «Христос» Помазанный; еврейское «машиах» означает «Помазанник») является центральным пунктом ветхозаветного Откровения, душой всей ветхозаветной религии. В отдельных ветхозаветных книгах Мессия наделяется различными чертами: царя, первосвященника, пророка. В некоторых текстах Он объединяет в Себе все эти служения (Иер. 33, 14-18, и др.) Но самое важное, что Он является Спасителем всего человечества, евреев и неевреев, от греха, зла и страданий, Который принесет на землю правду и истину и устроит вечное Божие Царство всеобщей святости, любви и мира (Ис. 2; Мих. 4; Ис. 53 и др.).

Но «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет. 3:16), и это Откровение Божие о Христе. Иудейские священники, богословы и учители внушили своему народу чисто земное, вполне языческое, политическое истолкование Мессии: Он будет еврейским царем, которому подчинятся все народы земли и для еврейского народа наступит царство полного земного благоденствия. Отсюда становится понятным, почему за учение о Своем Царстве не от мира сего (Ин. 18;36) был отвергнут пришедший Мессия Господь Иисус Христос, и богооткровенная ветхозаветная религия прекратила свое существование. Возник иудаизм, сохранивший во многом внешнюю, формальную сторону ветхозаветной религии, но утративший ее существо.

2. Что означало богоизбранничество еврейского народа, какую оно имело цель? Понимание его также было глубоко искажено в еврейском народе. Поскольку самое важное – обусловленность избранничества верностью Богу в вере и нравственной жизни – было, фактически, полностью игнорировано. Весь акцент сделан на этнической принадлежности. Отсюда убеждение в вечной неотъемлемости избранничества, утверждение национальной исключительности евреев, их превосходства над всеми другими народами. Естественно, что подобная идея не может не импонировать эгоистическому сознанию человека, и потому она пустила глубокие корни в иудаизме.

В действительности же, в общекультурном, философском, научном развитии, как свидетельствует история, евреи стояли существенно ниже многих окружающих народов (Египта, Вавилона, Греции, Индии), и избрание еврейского народа было строго обусловлено важнейшим религиозным фактором: «Если будешь слушать гласа Моего, и будешь исполнять все, что скажу тебе, и сохранишь завет Мой, то вы будете у Меня народом избранным из всех племен, ибо вся земля Моя; вы будете у Меня царственным священством и народом святым»» – Исход 23; 22). Об этой обусловленности свидетельствует также тот очевидный факт, что израильские пророки постоянно призывают этот народ к покаянию, обличая егов «жестоковыйности» (Втор. 9, 6: «Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный»);

в развращенности и скором богоотступничестве (Втор. 9, 12-14: «И сказал мне Господь: встань, пойди скорее отсюда, ибо развратился народ твой, который ты вывел из Египта; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им; они сделали себе литый истукан. И сказал мне Господь: вижу Я народ сей, вот он народ жестоковыйный; не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из поднебесной»);

в упорстве и непослушании (Ис. 65, 2: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному»; ср.:Евр. 3, 7-11) и т.д.

Еврейский народ был избран в ветхозаветную эпоху по причинам, в Откровении прямо не названным. Как не были прямо указаны причины избрания апостолов Петра отрекшегося Христа или Иуды Искариота, предавшего Его. Промысл Божий постоянно избирает те или иные народы и отдельные личности с учетом их свойств для исполнения конкретных исторических целей. Однако контекст Библии показывает, что основной причиной избрания еврейского народа были его преимущественные способности к сохранению и проповеди среди всех народов земли Откровения о спасении мира через Христа-Господа. Но поскольку способности могут быть реализованы очень различно, то и его избрание носило временный и прообразовательный характер, как и весь ветхозаветный Закон, который имел «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр. 10:1).

С пришествием Обетованного наступил конец Закону (Рим. 10:4), и уже «не плотские дети суть дети Божии» (Рим. 9:8), как и у Осии Господь говорит: «Не Мой народ назову Моим народом и не возлюбленную – возлюбленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого» (Рим. 9,25-26; Ос. 2, 23;1,10); ибо отныне только Христовы суть «семя Авраамово» (Гал. 3:29). С пришествием Христа уже «нет двух Израилей и двух богоизбранных народов. Есть лишь один избранный народ – Церковь, являющаяся истинным Израилем, включающим в себя как евреев, так и неевреев».

У Креста произошло окончательное разделение Израиля на две части (Лк. 2:34): малое стадо избранных, «остаток» (Рим. 11:2-5), который стал началом Церкви, и другая часть, ожесточившихся, к которой относятся слова пророка Исайи: «Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали… И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем» (Ис. 65; 12,15). Это иное имя – христиане (Деян. 11:26).

Об отнятии избранничества у евреев, не принимающих Христа, совершенно определенно и многократно сказано в Евангелии. Например, в притче о злых виноградарях: «Поэтому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21:43). И без притчи: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:11-12).

На почве отвержения Христа и утраты избранничества возник иудаизм как антипод еврейской ветхозаветной религии. Иудаизм ожидает и подготавливает пришествие своего христа (по христианскому Откровению, антихриста), с иным, разумеется, учением. В отличие от Ветхого Завета, иудаизм представляет собой уже, скорее, идеологию, нежели религию.

Отсюда становятся понятными и слова апостола Павла о том, что «весь Израиль спасется» (Рим. 11:26). Здесь «весь» означает не всех вообще. Но лишь тех евреев, которые в конце истории – когда в Церковь «войдет полное число язычников» (Рим. 11:25), т. е. когда среди других народов уже не останется истинных христиан, – примут Господа Иисуса Христа, убедившись, что Он и есть истинный Мессия. Эти евреи, будучи историческим остатком плотского Израиля, составят тогда весь (как и в начале христианства) «новый Израиль», который и окажется спасенным, вошедшим в число избранных Божиих. Как писал апостол Павел: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется» (Рим. 9:27). Таким образом, обетование, данное Аврааму (Быт. 12:3), исполнится в Церкви, ибо «Бог верен» (Рим. 3:4).

 

ИУДАИЗМ

В широком смысле под иудаизмом понимается комплекс религиозно-догматических, этических, правовых, философских положений и представлений, определяющих уклад жизни еврейского народа. В узком смысле, иудаизм — это монотеистическая религия откровения авраамистической традиции, которую исповедуют евреи, т. е. одна из национальных религий, религия еврейского народа.

В своем развитии иудаизм прошел четыре периода: библейский, талмудический, раввинистический период еврейской диаспоры, реформистский, или современный.

Библейский период (XIX-II вв. до н.э.) — это история древних евреев и их религии, которая известна по материалам библейского Ветхого Завета. Начало её сами евреи ведут от патриарха Авраама, выделившего свой племенной союз в середине II тысячелетия до н.э. из других древнесемитских племён по причине веры в Единого Бога. Но преданию, Авраам заключил с «Богом Всемогущим» Завет (союз), по которому евреи должны почитать «Бога Всемогущего» в качестве единственного божества, а Бог даёт своему народу землю Ханаан. Даже слово «евреи» связанно с событиями отделения их от других семитскихплемен и переселением на другой берег реки Евфрат. Выделяются две версии происхождения этого слова: или от древнесемитского слова «ибрии», т. е. отделившиеся с Авраамом, или от «эври» — перешедшие на другой берегЕвфрата.

Термин «иудаизм» берёт своё начало от названия еврейского племенного союза (колена) Иуды. Согласно Библии первыми патриархами еврейского народа были Авраам, его сын Исаак, его внук (сын Исаака) Иаков, он же Израиль. От патриарха Иакова, точнее от его сыновей, ведут свое начало двенадцать колен еврейского народа, именуемые «сынами Израиля». Библейская история сообщает о колене Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Гада, Асира, Иосифа, Вениамина, Дана иНеффалима.

Эпоха первых библейских патриархов имеет большое значение для становления иудаистического монотеизма, поскольку религиозные представления этой эпохи основывались на идее личной связи главы рода с Богом — покровителем всего народа. Важным мировоззренческим моментом эпохи патриархов было понимание особой близости Богу каждого человека из его народа, которая требовала исполнения заповеди, данной Богом предков.

Примерно в 1700 г. до н.э. «сыны Израиля» переселяются в Египет, где до «исхода» (1230 г. до н.э.) из него, под предводительством другого библейского законодателя иудаизма пророка Моисея, прожили около 400 лет. С именем Моисея связана новая веха в истории иудаизма, которая характеризуется становлением бескомпромиссного монотеизма в форме Синайского Завета. Согласно библейскому сюжету пророк Моисей получил на горе Синай от Бога праотцов Десять Заповедей, записанных на каменных скрижалях.

Десять Заповедей положили начало новому развитию иудаизма как религиозно-нравственной системы, на основе которой происходит объединение всех еврейских колен. Такое единство древних евреев позволило им около 1200 г. до н. э. под руководством Иисуса Навина (преемника Моисея) завоевать «Землю Обетованную» (Ханаан), а около 1000 г. до н.э. создать Израильско-Иудейское царство с религиозно-политическим центром городом Иерусалим.

Иерусалим, располагавшийся на горе Сион, для древних евреев являлся символом государственности и религиозного объединения еврейского народа вокруг храмаЯхве, в котором находился Ковчег Завета. Иерусалимский храм был построен в 958 г. до н. э. при царе Соломоне, а при царе Иосии (который правил с 639 по 609 г. до н.э. и провёл реформы по ликвидации политеистических культов), он приобрёл статус единственного культового центра. За свою историю Иерусалимский храм подвергся двум разрушениям. Первое разрушение храма произошло в 586 г. до н. э. и было связано со взятием Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II и насильственным переселением («вавилонским пленением») части евреев вВавилон. Вавилонский плен длился недолго: уже в 539 г. до н. э. Иерусалимский храм был восстановлен. Второе разрушение храма произошло в эпоху римского владычества над народом Израиля в 70 г. н.э. С тех пор Иерусалимский храм не восстановлен.

Кроме этого библейский период характеризуется деятельностью различных пророков (Даниила, Ионы и др.), законоучителей (Ездра, Неемии и др.), военных начальников (Иисус Навин, Иуда Маккавей и др.) и некоторыми важнейшими событиями в истории еврейского народа. Например, религиозной деятельностью учителей Ездры и Неемеи (около 444 г. до н. э.), в результате которой самосознание и мировосприятие иудеев приобретают черты замкнутости и обособленности от всего окружающего нееврейского мира, или военными успехами Маккавея, в результате которых (165 г. до н. э.) восстанавливается древнееврейская государственность. В этот период создаётся священное писание — Танах.

Талмудический период (II в. до н. э. — VI в. н. э.) связан с историей создания Талмуда. Талмуд— это сборник религиозных, этических, правовых и культовых предписаний иудаизма. В целом талмудический период характеризуется систематизацией вероучения, централизацией ритуалов и норм культовой деятельности, которая из храмового священнодействия превратилась в систему пред писаний для всех случаев жизни ортодоксального иудея, вплоть до требований внешнего подчеркивания своей принадлежности к избранному Богом народу.

Раввинистический период еврейской диаспоры (VI— XVIII вв. н.э.) — период расселения евреев в странах Европы, Азии, Северной Африки, Америки, т. е. жизни еврейских религиозно-национальных общин среди других народов. Характерной чертой этого периода является то, что управление диаспорами осуществлялось раввинами — знатоками иудейского учения, а религиозная жизнь сосредотачивалась вокруг синагог (домов молитвы).

Жизнь еврейских диаспор привнесла некоторые особенности в национально-монотеистическую религию иудеев, которые заключались в соединении принципов ортодоксального вероучения и религиозного изоляционизма евреев с гибкостью и приспособляемостью их к конкретным условиям существования в странах пребывания, а также в сочетании мессианской идеи будущего воссоединения рассеянного народа с практикой его оседлого укрепления на местах. Следствием проживания евреев в диаспорах стало формирование своеобразных этнических групп в среде самих евреев, имеющих свои языковые, обрядовые, бытовые различия.

Реформистский период (XVIII в. — настоящее время) — период развития иудаизма в рамках ассимиляции и эмансипации европейских евреев после событий Великой Французской революции (1789-1794 гг.), результатом которой была ликвидация изоляции еврейских диаспор, получивших юридические права и свободу вероисповедания. Характерной чертой этого периода является массовое приобщение евреев к достижениям европейской культуры (так называемое просвещение евреев), результатом которого стало ослабление запретов и ритуалов в иудаизме. В реформистский период намечается размежевание иудаизма как религиозной системы и еврейской нерелигиозной культуры. Другими словами, национальная самоидентификация евреев стала проявляться независимо от религиозных рамок.

Реформистский период истории иудаизма представлен разными религиозными, национально-политическими и светскими движениями, наиболее яркими из которыхявляются движения хасидизм и сионизм. Хасидизм (основоположник Исраэль бен Элиэзер — рабби Бешт — это мистическое учение, возникшее в XVIII в., целью которого является «слияние с Богом» не посредством изучения Танаха и Талмуда, а через страстную молитву и благочестивую жизнь. Сионизм — национально-политическое учение, созданное Теодором Герцлем в конце XIX в. Целью сионизма выступало создание нового еврейского государства Израиль в «Земле Обетованной» (Палестина).

Священной книгой для иудаизма является Танах, записи которого датируются XV-V вв. до н.э. Танах включает в себя три больших раздела: Тору (Закон), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания), по заглавным буквам которых строится само слово ТаНаХ. Танах соответствует Ветхому Завету христианской Библии, но не тождествен ему. Раввины считают христианский Ветхий Завет тенденциозным переводом Танаха.

Первым наиболее священным и почитаемым разделом Танаха является Тора, или Пятикнижие Моисея. Второй раздел Танаха — Невиим состоит из шести книг старших Пророков и пятнадцати книг младших Пророков. В Кетувим вошли тринадцать книг писаний.

Другой свод, имеющий для иудаистов вероучительный характер, — Талмуд. В исторической традиции иудаизма выделяются два Талмуда: Иерусалимский, созданный в Палестине (окончательная редакция IV в.), и Вавилонский, созданный в Вавилоне еврейской общиной (окончательная редакция V в.). Оба они получили статус сакральных текстов, хотя исторически Вавилонский Талмуд всегда преобладал в программах религиозного обучения. Именно Вавилонский Талмуд содержит наиболее полный свод предписаний (613 заповедей).

Кроме Танаха и Талмуда особо следует выделить каббалистическую литературу. Каббала («Предание») — теософское учение с элементами мистики и магии, возникшее в I—III вв. н. э. в Палестине и Вавилоне и окончательно сформировавшееся в Испании XIII—XIV вв. Каббала, подобно Танаху и Талмуду, описывает проявления Бога только с мистической стороны, через символическое описание Божественного процесса. Главной книгой каббалистов является Зогар («Сияние»), авторство которой приписывается еврейскому мистику из Испании Моше де Леону (XIII в.).

Сущность иудейского вероучения выражена в Символе Веры иудаизма («Шема»):

«Слушай, Израиль: Бог, Всесильный наш, Бог один! Люби Бога, Всесильного своего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём. И повторяй их сынам своим, и произноси их, сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими. И напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих».

Иудаизм как религиозная система основывается на идее богоизбранности еврейского народа. С учением о богоизбранности евреев связана идея мессианства, выраженная в признании исторической роли Божьего народа, который через явление и религиозную деятельность Мессии (от «машиах» — «помазанник Божий») выполнит заветы Бога. Мессия призван собрать евреев по всему миру и возродить царство «сынов Израиля» для восстановления на Земле царства всеобщего мира и братства.

Основными вероучительными принципами иудаизма выступают тринадцать догматических положений, составленных Моше Маймонидом в XII в.:

1. Вера в существование Бога.

2. Вера в единственность Бога.

3. Вера в бесплотность Бога.

4. Вера в бесконечность Бога.

5. Вера в богообщение евреев посредством молитвы.

6. Вера в необходимость существования пророков как выразителей воли Бога.

7. Вера в превосходство Моисея над другими пророками.

8. Вера в откровение Закона (Торы) Моисею на горе Синай.

9. Вера в запрет нарушения или изменения Закона.

10. Вера в Божественное провидение.

11. Вера в вознаграждение соблюдающих заповеди и наказание преступивших Закон.

12. Вера в приход Мессии.

13. Вера в воскрешение мертвых.

Тринадцать частей вероучения иудаизма со временем приобрели поэтическую форму и составили часть синагогальных гимнов.

Обрядовая система иудаизма включает в себя: культовую деятельность, ритуальные действия, иудейские праздники, т. е. празднование особенных дат и событий, связанных с историей еврейского народа. Первоначально культовая практика как система поклонения Богу с установленными жертвоприношениями животных (быка и козла) сосредотачивалась вокруг Иерусалимского храма, в котором служили священники — коганим (потомки Аарона, брата пророка Моисея) и помощники священников — левиты (потомки колена Левия).

Со времен разрушения Иерусалимского храма культовая деятельность осуществляется в синагогах (греч. syna- goge — собрание), а жертвоприношение заменяется молитвой. Синагога буквально обозначает «собрание» евреев для совершения молитвы и изучения Священных книг. Хотя синагога не предполагает наличие специального культового здания и может осуществлять свою деятельность в любом помещении, в настоящие время известны архитектурные (иногда представляющие собой исторические и культурные памятники) сооружения, играющие роль синагог. Главным культовым местом синагог выступает возвышенное место — бима, с которого произносятся проповеди и читается Тора. Кроме этого в синагогах есть места для сидения верующих (мужчин и женщин раздельно).

Для совершения публичного богослужения необходимо не менее десяти человек мужского пола, достигших совершеннолетия (тринадцати лет) и допущенных к службе. Службой в синагогах руководит раввин, или человек, специально обученный в духовной школе, или, при отсутствии последнего, любой мужчина, обладающий соответствующими знаниями. Наряду с публичным богослужением в иудаизме практикуются индивидуальные молитвы. Традиционно молитва произносится или читается вслух и сопровождается частыми несильными поклонами.

В современных синагогах для совершения культовой деятельности помимо раввинов привлекается соответствующий персонал: руководитель песнопений кантор (у евреев-ашкенази) или хазан (у сефардов); магид (проповедник); чтец Торы; шойхет (резник, осуществляющий ритуальный забой скота и птицы и соблюдающий правила пищевых запретов); сойфер (переписчик Торы); шамаш (администратор); габай (сборщик подаяний).

Культовая деятельность иудаизма предполагает совершение публично в синагоге или индивидуально трёхразовой ежедневной молитвы — утром, днём и вечером. В субботу и праздники произносятся специальные молитвы, напоминающие о храмовом жертвоприношении. Главными молитвами синагогального цикла являются молитва «Восемнадцати благословлений» («Шмонэ-эсрэ»), молитвы исповедания Единого Бога и благословения Иерусалима («Амида»), а также поминальная молитва, читаемая в течение годичного траура и в годовщину смерти сыном по умершим родителям.

К культовым предметам иудаизма относятся: менора-семисвечник, копирующий светильник Иерусалимского храма; ковчег со свитками Торы; скрижали — доски с начальными словами Десяти Заповедей; звезда Давида — символ Израиля. Изображать людей в иудаизме не принято.

Ритуальные действия, определяющие поведение верующих евреев в обыденной жизни, имеют не меньшее значение, чем богослужения. К наиболее важным ритуальным действиям иудаизма относятся: обряд «брит мила» (обретение), совершаемый на восьмой день после рождения мальчиков; обряд совершеннолетия мальчиков— «бар-Мицва» (сынЗаповеди»), или первого чтения Торы мальчиками в синагоге по достижении ими тринадцатилетнего возраста; обряд совершеннолетия девочек— «бат-Мицва» («дочь Заповеди»), или привлечение девочек к богослужению как взрослых женщин по достижении ими двенадцатилетнего возраста; брачный обряд помолвки и заключение брачного контракта; обряд поминания умершего. Таким образом, ритуальные действия сопровождают религиозного иудея от рождения до смерти.

Другими ритуальными предписаниями иудаизма являются запрет на употребление нечистой (некошерной) пищи — кашрут и предписание должного внешнего вида. Кашрут запрещает иудеям употреблять в пищу мясо свиньи, лошади, осла и других непарнокопытных животных, животных, не имеющих копыт: кроликов, зайцев и т. п., хищных птиц, рыбы без чешуи, а также одновременное употребление молочной и мясной пищи. Еврей не может брить бороду и стричь волосы «кругом», для чего оставляются длинные локоны возле ушей (пейсы), обязан покрывать голову — для этого часто используется небольшая круглая шапочка (кипа). Перед молитвой голову и плечи еврей должен покрывать талитом — четырёхугольным белым покрывалом с кистями, а также надевать коробочки с вложенными текстами Торы (тфилин), которые закрепляют ремнями на голове и левой руке.

Среди основных праздников иудаизма, отмечаемых каждый год, выделяются восемь.

1. Рош-га-Шана — в первый день месяца тишри; знаменует первый день творения Богом мира.

2. Йом-Кипур — в десятый день месяца тишри; связан с событиями «очищения» евреев от совершённых грехов; сопровождается постом.

3. Суккот — с 15-го по 22-е число месяца тишри; связан с воспоминанием о том, что после исхода из Египта, в годы странствования по пустыне евреи жили в шалашах.

4. Симхат Тора— в двадцать третий день месяца тишри; означает окончание годового чтения Торы в синагоге и начало нового годового чтения.

5. Ханука празднуется в течение восьми дней, начиная с 25-го числа месяца кислев. Этот праздник основывается на событиях освобождения Маккавеями Иерусалима от персидского владычества и освящения Храма в 165 г. до н.э. На Хануку зажигают свечи: одну в первый день, две — во второй и т. д.

6. Пурим — 14-15-е числа месяца адара; основывается на библейских событиях (книга Есфирь), связанных со спасением евреев от истребления, задуманного Аманом (министром персидского царя Артаксеркса I) в 450 г. до н. э.

7. Песах — в течение семи дней, начиная с 15 нисана; посвящён воспоминанию об исходе евреев из Египта.

8. Шавоут — на пятидесятый день после Пасхи в шестой день месяца сиван; знаменует обретение «сынами Израиля» Десяти Заповедей.

Суббота (Шаббат) также является иудейским праздником, она является напоминанием евреям об одной из Десяти Заповедей. В субботу запрещены всякие действия, связанные с изменением сложившегося порядка в мире (разжигание и гашение огня, перестановка мебели, производство чего-либо нового и уничтожение чего-либо старого и т. п.), но обязательными являются различные ритуальные трапезы и собрания людей с целью совершения молитв и чтения Торы.

В современном мире иудаизм в разных его направлениях исповедуют около 13 млн человек, которые проживают в 81 стране. Самая большая еврейская община живёт в США (около 6 млн человек), на втором месте по численности приверженцев иудаизма — Израиль (около 3,5 млн человек).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: