Течения в иудаизме. Каббала

 

Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления:

1) традиционалистское, отвергающее институт раввината, а зачастую сам Талмуд и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы);

2) модернистское, представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени.

В странах Арабского халифата в X—XIII вв. под влиянием исламской философии и философии неоплатонизма широкое хождение получили идеи рационалистического толкования иудаизма (Саадия Гаон, 892—942; Шломо ибн Габирол, 1021 — ок. 1050; Иегуда ха-Леви, ок. 1075—1141; Моше Маймонид и др.). Наряду с рационализмом развивались мистические учения — Меркава (Божья Колесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения нашли свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

Каббала — мистическое учение в иудаизме, окончательно сфор­мировавшееся к началу XI в. Его основные принципы содержатся в со­чинении «Книга Зогар», появившемся в 1300 г. в Испании. Предание приписывает ее авторство законоучителю Шимону Бар-Иохаи: во время преследований римлянами участников восстания Бар Кохбы (132-135) Шимон тринадцать лет скрывался в пещере, где его каждый день по­сещал пророк Илья и посвящал в тайны Священного Писания. «Книга Зогар» представляет собой комментарий к Пятикнижию и в специ­фической форме развивает талмудические идеи о свойствах Божества, способах их проявления в мире, человеческой душе, сущности добра и зла, Мессии, идее искупления и т. д. Характерными для Каббалы яв­ляются учение о Боге Эйн-Софе (Бесконечном) и его проявлении в деся­ти потоках света — Сефирот. Особое значение имеют Сефирот Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание) и особенно Шехина (по­всеместное присутствие Бога в каждом элементе мироздания, в том чис­ле и в жизни человека). С XII в. получила распространение прак­тическая Каббала. Ее приверженцы сосредоточивали свое внимание не столько на философских вопросах, сколько на соблюдении правед­ности жизни, молитвах, экстатической медитации, мистицизме цифро­вого значения букв еврейского алфавита, почитания различных талис­манов и т. д.

В XII—XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы. Она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании и во Франции, а также среди евреев Палестины. Священная книга каббалистов — «Зохар» («Сияние»), Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мира и человека. На протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире.

Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистическому созерцанию Чертогов Бога. Каббалисты этого направления после интенсивных специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к Божественному Откровению.

Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так, в XVII—XVIII вв. идеи каббалиста Шаббатая Цви (1625—1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Шаббатая Цви были отлучены от иудаизма.

Каббала оказала влияние на возрождение в XVIII—XIX вв. хасидизма, который в это время становится доминирующим течением еврейской общественной мысли, прежде всего в странах Восточной Европы. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает заповеди Торы, еще при жизни способен стать цадиком — хранителем божественных тайн. Бааль Шем Тов (рабби Бешт — ум. в 1760 г.) был первым, кто начал проповедовать доходчивым языком среди простого еврейского люда идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму и альтруизму. Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма и даже возглавил так называемое движение митнагдим (противостоящие), которое ставило своей целью отлучение хасидов от иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения очень скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.У хасидов отсутствует свод четко сформулированной догматики. Представление об их учении дают предания и рассказы о хасидских за­коноучителях и праведниках. Сущность религиозно-философского уче­ния хасидизма заключается, прежде всего, в принципе своеобразного «пантеизма», признающего, что весь мир — это проявление Божества, что Божественную сущность вещей человек может постичь внутренним духовным оком. В хасидизме утверждается идея возможности слияния человека с Божеством не посредством изучения Закона, а путем востор­женной молитвы. Особое место в хасидизме занимает понятие духовно­го вождя — цадика (праведника). Считается, что такой человек, обла­дающий даром пророчества, является посредником между Богом и людьми. Из философии хасидизма вытекает и его этика. Хасиды пола­гают, что любовь к Богу и к людям тождественны. Люди все равноцен­ны, а грешник— только заблудший брат. Основными добродетелямихасиды признают скромность, радость и душевное горение. Скромность проистекает из того, что все в мире — творение Божества. Радость — отражение того, что все в мире создано Господом для блага человека, любое дело можно и нужно делать с радостью, в хасидизме культиви­руются веселые мелодии, песни, музыка и танцы. Сложился даже опре­деленный исполнительский стиль хасидских музыкантов. Наконец, ду­шевное горение — это постоянное стремление достичь чувства личного восторга при выполнении любого дела, рассматривая его как дело Бо­жье. Поскольку наряду с нетрадиционными идеями хасиды ввели неко­торые изменения в общепринятые обряды, они встретили ожесточенное сопротивление со стороны сторонников традиционного иудаизма, кото­рых называли «митнагдимы».После второй мировой войны центрами хасидизма стали Израиль и США. Во многом благодаря работам немецко-еврейского философа М. Бубера и его последователей философия хасидизма стала доступной для образованной общественности. Идеи хасидизма нашли свое отраже­ние в творчестве писателей И. Л. Переца, лауреатов Нобелевской пре­мии по литературе Ш.-Й. Агнона, И. Башсвича-Зингера, Э. Визеля.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название — реформизм.

Реформизм в иудаизме возник в Германии в начале XIX в. На его становление оказали влияние, с одной стороны, идеи европейского Про­свещения, главным проводником которого в еврейской среде был не­мецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, и, с другой стороны, радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вы­званные Великой французской революцией. Сущность доктрины ре­формированного иудаизма заключается в том, что огромная совокуп­ность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудиче­ским иудаизмом— только исторически преходящий фактор, не отра­жающий подлинного духа религии, что ведет к необходимости ради­кального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претво­ряться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.

Наибольшего успеха реформизм достиг в США, куда эмигрировали многие его идеологи, главным принципом было признано библейское положение «люби ближнего как самого себя»; ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массо­вую эмшрацию в США из Восточной Европы приверженцев ортодок­сального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой под­держкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчи­тывается около миллиона сторонников реформизма и примерно восемь­сот реформистских синагог. Реформисты допускают даже участие своих раввинов, вместе с христианскими священниками, к участию в церемо­нии по заключению смешанных браков, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность национальная определяется не только по матери, но и по отцу, крайне упрощен обряд обращения в иудаизм, и т.д. В других странах позиция реформизма значительно слабее.

Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. В первой половине XIX в. среди еврейских интеллектуалов Европы чрезвычайно популярными становятся идеи Хаскала (Просветительство), представлявшие собой попытку секуляризации еврейской жизни и приспособления ее к светской культуре развитых европейских стран.

Консервативный иудаизм. Направление консервативного иудаиз­ма сформировала группа умеренных реформистов в США. Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их сина­гогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения соверша­ются на английском языке, используется орган. Подобно реформистам, они отрицают воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного иудаизма в США возникло направление конст­руктивистов, провозглашающих принцип: «иудаизм для еврейского на­рода, а не еврейский народ для иудаизма», религия рассматривается ими как часть культуры, а еврейские обычаи и ритуалы — только как явле­ния национальной традиции.

Ортодоксальный иудаизм решительно выступал против нововве­дений в религии, видя в них вредные плоды распространения среди ев­реев идей европейского Просвещения (Гаскала), начало которому поло­жил М. Мендельсон. С целью противодействия этому было основано движение Мусар (мораль), поставившее своей целью совершенствова­ние нравственного облика верующего с помощью самовоспитания по­средством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления; это направление оказало и оказывает большое влияние на многих верующих.

Большое влияние в еврейских массах приобретают националистические концепции сионизма. В основе сионизма лежит концепция создания еврейского государства, и реализацию этой идеи на практике в основном осуществляли светские представители еврейской общественности различных стран мира. Однако по сути своей сионистская идея представляет собой политизацию многих положений иудаизма (например призывы к необходимости собирания евреев на «землях библейских предков» или пропаганда представлений о богоизбранности еврейского народа).

Движение Прогрессивного иудаизма, или реформистская синагога, представляет для России новое явление. Движение возникло во время перестройки в СССР на волне интереса к Западу по инициативе тогдашнего лидера Всемирного совета прогрессивного иудаизма раввина Гирша. В России активисты этого движения также создали свои общины в большинстве регионов страны. Их численность составляет не более двух-трех тысяч человек — это в основном представители студенческой молодежи и еврейской интеллигенции до 40 лет.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: