Методология педагогической науки, ее уровни и функции. Виды и методы научно-педагогического исследования

Сегодня понятие методологии педагогики разные авторы в разных учебниках определяют как:

- учение о принципах построения и способах научно-познавательной деятельности;

- совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании педагогической действительности;

- учение о методах научного исследования;

- учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, т.е. о педагогическом познании;

- систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также как учение о самой этой системе;

- учение о методах научного познания педагогической действительности и её преобразовании;

- учение о применении диалектики к процессу образования;

- системное изложение теоретических идей (философских, психологических, педагогических), которые выступают как руководящие ведущие принципы в практической и научно-педагогической деятельности;

- концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях; (Кочетов А.И.)

- умение педагога рефлексировать в терминах педагогической науки (Краевский В.В.) – то есть отвечать на вопросы: каковы цели деятельности?, каков может быть конечный результат?, какие методы целесообразнее использовать для получения результата?- и т.д.

Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь дополняют сущностное понимание такой сложной категории и одновременно – отрасли научного знания, как методология педагогики.

На основе вышеизложенного, выделим два основных аспекта понимания методологии педагогики:

1. Методология педагогики понимается как системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы в научной и практической педагогической деятельности.

Такое понимание МП имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или позиции педагога.

2. Методология педагогики понимается как нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах исследования и определения качества исследовательской работы.

Таким образом, можно сказать, что Методология Педагогики есть научное учение о самой науке педагогике, закономерностях её развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической теории, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.

Она направлена на совершенствование научной педагогической деятельности.

Методология педагогики выполняет ряд функций:

- познавательную – получение новых знаний об эффективности методов исследования, о тенденциях развития науки, о способах построения теорий и концепций и пр.

- критическую – выделение «белых пятен» в науке и предложение путей их устранения,

- рефлексивную – анализ собственного учения о научно-педагогическом исследовании и научно-педагогической деятельности.

Уровни методологии педагогики.

Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: