Структура педагогической науки. Связь педагогики с другими науками

Общая педагогика исследует основные закономерности педагогического процесса и является основой для разработки всех педагогических наук и отраслей педагогического знания. В структуре общей педагогике выделяются… - общие основы педагогики (к ним относятся общие закономерности педагогического процесса, базовые педагогические теории, методология педагогической деятельности и педагогического исследования); - дидактика (теория обучения); - теория воспитания; - школоведение (теория управления школой, организации деятельности педагогического коллектива).

История педагогики изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.

Философия образования занимается изучением роли философских концепций, необходимых для понимания сущности педагогического процесса, определяет идеологию образования, анализирует основные подходы к определению целей обучения и воспитания и путей их реализации.

Возрастная педагогика исследует особенности развития человека различного возраста. В этом разделе выделяются… - преддошкольная педагогика; - дошкольная педагогика; - школьная педагогика; - андрогогика(рассматривает вопросы обучения взрослых); - геронтогогика – педагогика старости (в пожилом возрасте также приходится приобретать новые знания и умения – и не только те, которые связаны с поддержанием собственной жизнеспособности; например, в последние годы пожилые люди стали активно осваивать пользование компьютером и интернетом).

Профессиональная педагогика исследует проблемы профессионального образования. В свою очередь, она подразделяется по двум основаниям. 1. По уровню, ступени профессионального образования: - педагогика начального профессионального образования (НПО); - педагогика среднего профессионального образования (СПО); - педагогика высшей школы или педагогика высшего профессионального образования (ВПО); - педагогика труда, изучающая особенности образования работающих людей (повышение квалификации, переподготовка, обучение в трудовом коллективе). 2. По отрасли, для которой ведётся подготовка специалистов. Совокупность отраслевых подразделов часто рассматривают как самостоятельный раздел: отраслевую педагогику. Отраслевая педагогика включает в себя инженерную, спортивную, юридическую, военную и другие.

Социальная педагогика разрабатывает проблемы влияния общества на формирование и развитие личности. К ней относятся следующие отрасли: - семейная педагогика, занимающаяся вопросами воспитания в семье; - педагогика трудовых коллективов; - пенитенциарная (исправительная) педагогика, в круг проблем которой входят проблемы воспитания и перевоспитания лиц, нарушивших закон, содержащихся в пенитенциарных (исправительных) учреждениях.

Коррекционная (специальная) педагогика изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими отклонениями в развитии. В её структуре традиционно выделяются… - дефектология (изучает вопросы обучения и воспитания детей с задержками в психическом развитии); - логопедия или логопедагогика (исправление дефектов речи); - сурдопедагогика (образование глухих и слабослышащих); - тифлопедагогика (образование слабовидящих и незрячих детей); - олигофренопедагогика (образование умственно отсталых).

Этнопедагогика исследует опыт народного воспитания.

Сравнительная педагогика изучает образования в различных странах мира, сравнивает его и выделяет его содержательные и организационные особенности.

Частные (предметные) методики занимаются вопросами преподавания отдельных учебных дисциплин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: