Этот уровень методологии представляет собой систему методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для педагогики и применяемых только в этой отрасли научного знания.
Этот уровень объединяет в себе множество подходов, например:
- культурологический подход, основанный на понимании содержания образования как культурного опыта человечества, а воспитания – как неотъемлемой части культуры;
- аксиологический подход, рассматривающий образование и воспитание как процессы, направленные на присвоение системы ценностей;
- средовый подход, в основе которого лежит понимание образования системы условий, необходимых для становления человека;
- личностный подход, который учитывает, что все внешние педагогические влияния всегда действуют на человека опосредованно, преломляясь через его личностный опыт. При этом предполагается, что образование – это активность самой личности, и её необходимо стимулировать.
-и другие.
Множественность подходов необходима для получения достоверного педагогического знания, для выявления наиболее значимых педагогических проблем, для моделирования многообразных педагогических явлений и процессов, для проектирования воспитательных систем и регулирования на научной основе образовательной деятельности.
|
|
Технологический уровень методологии педагогики.
Это уровень конкретных методов исследования. Он включает набор процедур и методик, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.