На этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика. При этом методологические функции выполняет вся система философского знания. Этот уровень определяет также общие принципы познания и категориальный аппарат педагогики.
Основные философские направления, выбираемые исследователями:
А) Экзистенциализм (философия существования).
Основной тезис – «Человек есть то, что он сам из себя сделает». Основное понятие –«существование» (экзистенция), т.е. индивидуальное бытие человека. Считается, что в человеке изначально заложены способности – к познанию, к творчеству, к нравственному поведению. Но только от него самого зависит их развитие и реализация., а не от внешнего воздействия. Не внешние условия определяют характер жизни человека, а внутренняя духовная жизнь. И воспитание понимается как самовоспитание. Объектом познания является не внешний мир, а внутренний мир самого человека, проходящего через кризисные ситуации, в которых он сам делает выбор своего дальнейшего пути.
Ведущая роль в обучении отводится гуманитарным предметам, а в воспитании- развитию «человеческого в человеке» через самовоспитание, саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и пр.
Экзистенциальный подход предполагает обращение к изучению внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы, а также различных форм проявления его внутренне обусловленной активности (самовоспитание и пр.).
Этот подход лежит в основе пед.концепций, разрабатываемых в рамках гуманитарной образовательной парадигмы.
Б) Прагматизм. (греч. Прагма – опыт, дело).
Основной тезис – «Школа – инструмент жизни». Основное понятие – опыт, дело. Школа должна не столько давать знания, сколько готовить ребёнка к жизни в обществе. Отсюда – приоритет практических методов обучения, позволяющих ребёнку проявлять свою активность и получать знания через практическую деятельность. Ещё одна важная идея – идея уникальности каждого человека. Отсюда – задача всемерного развития способностей через всевозможные упражнения и практики.
Идея уникальности привела к возникновению учения педоцентризма (ребёнок, как солнце,- в центре образовательного процесса, и вокруг него «вращается» всё: педагоги, содержание и средства образования и пр.,- для развития его способностей и удовлетворения его интересов и потребностей.
Основоположник – Дж.Дьюи (амер.). Популярна в США и Зап.Европе.
В) Бихевиоризм (от англ.= поведение).
Основной тезис – «Улучшать человеческое поведение». Основное понятие - стимул-реакция. Поведение человека определяется внешними стимулами, которые заключены в окружающей человека социальной среде. Задача образования – приобщение человека к нормам общества через создание условий, стимулирующих «желательное» поведение, и закрепление его с помощью поощрений.
На первое место выходят не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме, а создание внешних условий воспитания и обучения.
Идеи Б. лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения и пр.
Г) Диалектический материализм.
Основной тезис –«Бытие определяет сознание». Основное понятие – формирование. Личность развивается в деятельности. Считается, что цели образования задаются извне – обществом и и государством, что всё в мире имеет причинно-следственную взаимообусловленность. Воспитание рассматривается как целенаправленное формирование заданных качеств. Всё находится в развитии и всё управляемо. Пример – советская педагогика, традиционные концепции образования, они – технологичны, связаны с организацией деятельности детей.
Д) Религиозная (идеалистическая) философия.
Основной тезис –«Воспитание –подготовка к вечной жизни». Основное понятие – духовность. В человеке есть духовное начало, через которое он связан с Богом. Духовная жизнь человека связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и пр. Задача педагога – научить различать добро и зло, делать правильный выбор. Особое значение придаётся нравственному воспитанию. Считается, что становление человека определяется не материальными условиями его жизни, а внутренними закономерностями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Приоритет воспитания над обучением. Приоритет самовоспитания над воспитанием извне. Убеждение во врождённом характере основных человеческих качеств (это роднит с экзистенциализмом).
В целом, на философском уровне определяются фундаментальные особенности исследования, имеющие мировоззренческое значение.