Лекция: «Методы бухгалтерского учета»
К числу конкретных (и сугубо специальных) методов бухучета относятся следующие.
Бухгалтерский баланс (ст. 13 Закона № 129-ФЗ) — способ периодического отражения состояния средств хозяйства и их источников на определенную дату; это метод экономической группировки и периодического обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке.
Счета бухгалтерского учета — способ текущей регистрации однородных хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций, т.е. метод экономической группировки по определенным признакам состояния и изменений хозяйственных средств, их источников и процессов (ст. 2 Закона № 129-ФЗ; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94H).
Двойная запись (ст.8 Закона № 129-ФЗ) – способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах: в дебете одного и кредите другого счета в равной сумме.
|
|
Обобщение данных бухгалтерского учета — осуществляется в масштабе предприятия для четкого представления о движении материальных средств за определенный период (месяц, квартал, год), о наличии ресурсов, материалов, товаров, их недостаче, а в масштабе отрасли народного хозяйства – для объединения (синтезирования) показателей текущего учета отдельных предприятий (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).
Документация – материальная основа бухгалтерского учета; любая хозяйственная операция отражается в бухгалтерских счетах только на основе документов (гл. II Закона № 129-ФЗ). Документация — это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.98 г. № 34н) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными учетными документами (именуемыми в ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичными), на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Инвентаризация – периодическая сверка соответствия хозяйственных средств и их источников данным учета (ст. 12 Закона № 129-ФЗ); это проверка фактического наличия имущества и обязательств предприятия и сопоставление полученных данных о них с данными бухгалтерских счетов с целью установления достоверности учетных показателей (проверка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки), а также устранения возможных расхождений.
|
|
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно[1].
Калькуляция – подсчет (определение) себестоимости хозяйственных операций (процессов) или продуктов труда; это способ группировки затрат и определения себестоимости продукции.
Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Порядок оценки имущества и обязательств приведен в Приказе Минфина России от 29.07.98 г. № 34н.
Отчетность (ст. 2, 13 Закона № 129-ФЗ) – подведение итогов хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год). Бухгалтерская отчетность — это способ получения итоговых сведений, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год). В соответствии с Законом № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность— это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Для руководства хозяйственной деятельностью необходимы счета (своего рода ячейки-накопители), на которых информация представлена с разной степенью детализации. В связи с этим различают синтетические и аналитические бухгалтерские счета, которые представляют соответственно синтетический и аналитический учет (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).
Синтетический учет— обобщение данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. Он ведется на синтетических счетах.
Именно с данным способом учета тесно связано понятие «план счетов» как систематизированный перечень синтетических (обобщенных) счетов бухгалтерского учета. Синтетические счета являются главными (счетами первого порядка).
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). По Плану счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению организуется бухгалтерский учет во всех организациях, ведущих его методом двойной записи, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.
При этом каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает два объекта учета, т.е. два счета.
Сущность использования двойной записи, или проводки, состоит в том, что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой (равной) сумме дважды — по дебету одного и кредиту другого счета, взаимодействующих (корреспондирующих) между собой. Сумма операции как бы проводится от одного счета к другому, ее прохождение именуется оборотом. Это имеет большое контрольное значение.В случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка.
Для учета специфических операций организации могут (по согласованию с Минфином России или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, применяя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности и могут быть уточнены (исключены, объединены) с учетом специфики деятельности организации. Так же на основе Инструкции по применению Плана счетов устанавливается в организации порядок ведения аналитического учета.
|
|
Аналитический учет — ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную (конкретную) информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
В отличие от синтетического учета, который всегда ведется в денежном выражении и на основе аналитических данных, аналитический учет использует и натуральные измерители.
Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе предприятия является составление оборотной ведомости.
Оборотная ведомость— это способ обобщения учетной информации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Оборотная ведомость составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц.
Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи.