Тема 3: «Правовые основы организации бухгалтерского учета»

Лекция: «Методы бухгалтерского учета»

К числу конкретных (и сугубо специальных) методов бу­хучета относятся следующие.

Бухгалтерский баланс (ст. 13 Закона № 129-ФЗ) — способ периодического отражения состояния средств хозяйства и их источников на определенную дату; это метод экономической группировки и периодического обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу и разме­щению и источникам их образования в денежной оценке.

Счета бухгалтерского учета — способ текущей регистра­ции однородных хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций, т.е. метод экономической группи­ровки по определенным признакам состояния и изменений хозяйственных средств, их источников и процессов (ст. 2 Закона № 129-ФЗ; План счетов бухгалтерского учета финансо­во-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94H).

Двойная запись (ст.8 Закона № 129-ФЗ) – способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах: в дебете одного и кредите другого счета в равной сумме.

Обобщение данных бухгалтерского учета — осуществляется в масштабе предприятия для четкого представления о движении материальных средств за определенный период (месяц, квар­тал, год), о наличии ресурсов, материалов, товаров, их недо­стаче, а в масштабе отрасли народного хозяйства – для объе­динения (синтезирования) показателей текущего учета отдель­ных предприятий (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).

Документация – материальная основа бухгалтерского учета; любая хозяйственная операция отражается в бухгалтерских счетах только на основе документов (гл. II Закона № 129-ФЗ). Документация — это способ оформления хозяйствен­ных операций с помощью документов в момент их совер­шения.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина России от 29.07.98 г. № 34н) все хозяйственные операции, прово­димые организацией, должны оформляться оправдательны­ми учетными документами (именуемыми в ст. 9 Закона № 129-ФЗ первичными), на основании которых ведется бух­галтерский учет.

Инвентаризация – периодическая сверка соответствия хо­зяйственных средств и их источников данным учета (ст. 12 Закона № 129-ФЗ); это проверка фактического наличия иму­щества и обязательств предприятия и сопоставление полу­ченных данных о них с данными бухгалтерских счетов с це­лью установления достоверности учетных показателей (про­верка и документальное подтверждение наличия имущества и обязательств, их состояния и оценки), а также устранения возможных расхождений.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвен­таризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обяза­тельно[1].

Калькуляция – подсчет (определение) себестоимости хо­зяйственных операций (процессов) или продуктов труда; это способ группировки затрат и определения себестоимости про­дукции.

Оценка – способ выражения в денежном измерении иму­щества предприятия и его источников. Порядок оценки иму­щества и обязательств приведен в Приказе Минфина России от 29.07.98 г. № 34н.

Отчетность (ст. 2, 13 Закона № 129-ФЗ) – подведение итогов хозяйственной деятельности предприятия, учрежде­ния, организации за определенный период (месяц, квартал, полугодие, год). Бухгалтерская отчетность — это способ по­лучения итоговых сведений, характеризующих производствен­но-хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный период (месяц, квартал, год). В соответствии с Законом № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность— это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по уста­новленным формам.

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимы счета (своего рода ячейки-накопители), на ко­торых информация представлена с разной степенью детали­зации. В связи с этим различают синтетические и аналити­ческие бухгалтерские счета, которые представляют соответ­ственно синтетический и аналитический учет (ст. 2 Закона № 129-ФЗ).

Синтетический учет— обобщение данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных опе­раций по определенным экономическим признакам. Он ве­дется на синтетических счетах.

Именно с данным способом учета тесно связано понятие «план счетов» как систематизированный перечень синтети­ческих (обобщенных) счетов бухгалтерского учета. Синтети­ческие счета являются главными (счетами первого порядка).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схе­му регистрации и группировки фактов хозяйственной дея­тельности (финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и коды синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). По Плану счетов и в соответствии с Инструкцией по его применению организуется бухгалтерс­кий учет во всех организациях, ведущих его методом двой­ной записи, независимо от формы собственности и органи­зационно-правовой формы.

При этом каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает два объекта учета, т.е. два счета.

Сущность использования двойной записи, или проводки, состоит в том, что каждая учитываемая хозяйственная опера­ция отражается в одинаковой (равной) сумме дважды — по дебету одного и кредиту другого счета, взаимодействующих (корреспондирующих) между собой. Сумма операции как бы проводится от одного счета к другому, ее прохождение име­нуется оборотом. Это имеет большое контрольное значение.В случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка.

Для учета специфических операций организации могут (по согласованию с Минфином России или другим соответ­ствующим органом) вводить при необходимости в План сче­тов дополнительные синтетические счета, применяя свобод­ные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане сче­тов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности и могут быть уточнены (исключены, объедине­ны) с учетом специфики деятельности организации. Так же на основе Инструкции по применению Плана счетов уста­навливается в организации порядок ведения аналитического учета.

Аналитический учет — ведется на лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группиру­ющих детальную (конкретную) информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

В отличие от синтетического учета, который всегда ведет­ся в денежном выражении и на основе аналитических дан­ных, аналитический учет использует и натуральные измери­тели.

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе предприятия является составление оборот­ной ведомости.

Оборотная ведомость— это способ обобщения учетной ин­формации, отражаемой на счетах бухгалтерского учета. Обо­ротная ведомость составляется в конце месяца на основании данных счетов об остатках (сальдо) на начало и конец месяца и оборотах по дебету и кредиту счетов за месяц.

Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: