Другие методы активизации творчества

Кроме рассмотренных выше методов, были предложены в свое время и другие методы, развивающие их или представ­ляющие комбинации известных методов. Прост и практичен метод коллективного блокнота. Всем членам группы выда­ется блокнот, где приведена решаемая задача, необходимые дополнительные данные и рекомендуемая литература по рассматриваемому вопросу. Каждый член группы в течение определенного времени (неделя, месяц) должен записывать в него свои идеи и предложения о направлении поиска и конкретные решения. Затем собранные с соответствующими записями блокноты изучаются руководителем. Обобщенные руководителем результаты затем анализируются всей груп­пой. Наиболее интересные идеи развиваются, например, с использованием метода мозгового штурма.

Другой метод - метод каталога, предложенный Ф. Кун-" це, - направлен на отвлечение изобретателя от привычных взглядов и решений, для чего совершенствуемый объект на­деляется посторонними признаками. Согласно этому методу, первое попавшееся слово, взятое из книги, журнала и т.п., необходимо попытаться связать с усовершенствуемым объ­ектом. Например, объект - обмотка, а случайное слово - «ве­тер», получаем сочетание «ветровая обмотка». Ассоциации при этом возникают следующие: обдуваемая обмотка, вих­ревая обмотка, продуваемая обмотка и т.п. Здесь первая же ассоциация наталкивает на решение - обмотка, обдуваемая вентилирующим воздухом, повышающим эффективность теплоотдачи с ее поверхности.

Аналогичный прием, используемый Ч. Вайтингом, при­вел к созданию метода фокальных объектов. Согласно ему, например, из словаря выбирается случайный объект, и вы­деляется в нем несколько свойств. Этими свойствами наде­ляется исследуемый объект, который оказывается в фокусе этих свойств. Полученные сочетания развиваются по ассо­циации, что дает иногда неплохие результаты. Метод приме­няется в следующем порядке:

1. Выбор фокального объекта (например, коллектор).

2. Выбор 3-4 случайных объектов (наугад из любого ис­точниках ~ например, арка, бронза, изоляция, полу­проводник. «

3. Составление списка признаков случайных объектов. Например, арка - большая, малая, сплошная, состав­ная.

4. Генерирование идей путем присоединения к фокаль­ному объекту признаков случайных объектов. Напри­мер: арочный коллектор, безарочный коллектор, по­лупроводниковый коллектор, радиальный коллектор, торцевой коллектор и т.п.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ас­социаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений: целесообразно предварительно поручить оценку экспер­ту или группе экспертов и отобрать нужные решения.

Комбинируя различные приемы, Г.Я. Буш предложил метод гирлянд случайностей и ассоциаций [10], характери­зуемый следующими пунктами:

1. Определение синонимов объекта. Гирлянда синони­мов, например, для слова «вал»: вал-ось-стержень- деталь вращения.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Образует вторую гирлянду из слов, взятых наугад: электролам­почка-решетка-кольцо.

3. Образование комбинаций из элементов гирлянд сино­нимов и случайных объектов, т.е. каждый синоним со­единяют с каждым случайным объектом. Таким путем получаем: вал с электролампочкой, вал решетчатый, вал с кольцами,...

4. Составление перечня признаков случайных объектов (см. табл. 3.2.).

Таблица 32
Наименование Признаки
Электролампочка Стеклянная, свето- и теплоизолирующая, электри­ческая, колбообразная, с цоколем, с электроконтак­тами, матовая, цветная
Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одина­ковыми и разными ячейками, из разных по матери­алу элементов
Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, ли­тое, сплошное, надувное, эмалированное, с галь­ваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, Са­турна, с прорезью для кольцевания птиц

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимов признаков слу­чайно выбранных объектов. Вводя в гирлянду синони- пой. Наиболее интересные идеи развиваются, например, с использованием метода мозгового штурма.

Другой метод - метод каталога, предложенный Ф. Кун-" це, - направлен на отвлечение изобретателя от привычных взглядов и решений, для чего совершенствуемый объект на­деляется посторонними признаками. Согласно этому методу, первое попавшееся слово, взятое из книги, журнала и т.п., необходимо поцытаться связать с усовершенствуемым объ­ектом. Например, объект - обмотка, а случайное слово - «ве­тер», получаем сочетание «ветровая обмотка». Ассоциации при этом возникают следующие: обдуваемая обмотка, вих­ревая обмотка, продуваемая обмотка и т.п. Здесь первая же ассоциация наталкивает на решение - обмотка, обдуваемая вентилирующим воздухом, повышающим эффективность теплоотдачи с ее поверхности.

Аналогичный прием, используемый Ч. Вайтингом, при­вел к созданию метода фокальных объектов. Согласно ему, например, из словаря выбирается случайный объект, и вы­деляется в нем несколько свойств. Этими свойствами наде­ляется исследуемый объект, который оказывается в фокусе этих свойств. Полученные сочетания развиваются по ассо­циации, что дает иногда неплохие результаты. Метод приме­няется в следующем порядке:

1. Выбор фокального объекта (например, коллектор).

2. Выбор 3-4 случайных объектов (наугад из любого ис­точника), — например, арка, бронза, изоляция, полу­проводник. в

3. Составление списка признаков случайных объектов. Например, арка - большая, малая, сплошная, состав­ная.

4. Генерирование идей путем присоединения к фокаль­ному объекту признаков случайных объектов. Напри­мер: арочный коллектор, безарочный коллектор, по­лупроводниковый коллектор, радиальный коллектор, торцевой коллектор и т.п.

5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ас­социаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений: целесообразно предварительно поручить оценку экспер­ту или группе экспертов и отобрать нужные решения.

Комбинируя различные приемы, Г.Я. Буш предложил метод гирлянд случайностей и ассоциаций [10], характери­зуемый следующими пунктами:

1. Определение синонимов объекта. Гирлянда синони­мов, например, для слова «вал»: вал-ось-стержень- деталь вращения.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Образует вторую гирлянду из слов, взятых наугад: электролам­почка-решетка-кольцо.

3. Образование комбинаций из элементов гирлянд сино­нимов и случайных объектов, т.е. каждый синоним со­единяют с каждым случайным объектом. Таким путем получаем: вал с электролампочкой, вал решетчатый, вал с кольцами,...

4. Составление перечня признаков случайных объектов (см. табл. 3.2.).

Таблица 32
Наименование Признаки
Электролампочка Стеклянная, свето- и теплоизолирующая, электри­ческая, колбообразная, с цоколем, с электроконтак­тами, матовая, цветная
Решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одина­ковыми и разными ячейками, из разных по матери­алу элементов
Кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, ли­тое, сплошное, надувное, эмалированное, с галь­ваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, Са­турна, с прорезью для кольцевания птиц

 

 


5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимов признаков слу­чайно выбранных объектов. Вводя в гирлянду синони­мов признаки электролампочки, получим: стеклянный вал, электрический стержень, колоколообразная деталь вращения и т.д. Аналогично получаются новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов при­знаки других случайных объектов- решетки, кольца.

6. Генерирование идей ассоциаций. Поочередно из при­знаков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций. Например, если у объекта «электролампочка» взять в качестве ключе­вого слова признак «с цоколем», то получим гирлянду ассоциаций: цоколь-дом-кирпичный-пористый-губ- ка-моющее средство-порошок-пена-пузырь-воздух- кислород-окислы-металл-звон-звук-колебания и т.д.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют эле­менты гирлянд ассоциаций. В результате образуются такие варианты: вал металлический, ось пузыря, стер­жень пористый, деталь вращения пенная и т.д.

8. Выбор альтернативы. Здесь решается - продолжать ли генерирование гирлянд или их уже достаточно для вы­бора полезных идей.

9. Оценка и выбор рациональной идеи.

10. Отбор оптимального варианта.

Какие выводы можно сделать из рассмотрения методов активизации творческого мышления? К достоинствам этих методов нужно отнести их универсальность. Они подходят для решения самых различных задач. Но универсальны эти методы потому, что принципы, на которых они основаны, не связаны с существом рассматриваемых технических объек­тов. Другое достоинство этих методов - простота в их освое­нии (кроме синектики).

Основной недостаток этих методов - относительно низкая их эффективность. Они повышают количество идей, но при этом не растет их качество. Недостаток этот в настоящее вре­мя существенный, требующий расширения работ по созданию новых и совершенствованию известных методов творчества.

 

«Изобретательство напрямик» - принцип, когда тех­нические идеи возникают прямо из теоретического или эк­спериментального (опытного) исследования. К этому типу относятся изобретения М. Фарадея в области электрических машин (например, диск Фарадея).

«Изобретения со стороны», когда решение техничес­кой проблемы возможно за счет перенесения известных ре­шений из других областей науки и техники или из имею­щихся подобных решений в живой или неживой природе. Например, выполнение пластин коллектора, для возмож­ности их скрепления, в виде «ласточкина хвоста» или вы­полнение короткозамкнутой обмотки ротора асинхронной электрической машины в виде «беличьей клетки». Здесь не требуются дополнительные пояснения, откуда исходит ис­точник идеи - название конструкции говорит само за себя.

«Изобретения из прошлого», когда идеи возникают на основе забытых технических решений и дают хороший эф­фект на новом уровне развития техники. Например, исполь­зование современных высокопрочных стеклолент и пропи­точных эпоксидных компаундов позволило возвратиться к выполнению беспазовых якорей коллекторных электричес­ких машин с уменьшенной инерционностью и улучшенной коммутацией.

«Изобретения оборотни», использующие противопо­ложности в самом объекте. Например, электрическая маши­на с выполнением подвижных деталей - неподвижными, а неподвижных - подвижными.

В.И. Орловым была показана возможность использова­ния различных приемов, например, такого приема как раз­деление частей машины.

Способы или приемы, найденные при решении различных технических задач, указывающие как преобразовать ТС для получения нужного результата, называют эвристическими приемами. Эти приемы являются подсказками, облегчаю­щими, но не гарантирующими решения технической задачи. Использование набора эвристических приемов при решении технических задач называют методом эвристических при­емов. В России этот метод получил широкое распространение благодаря работам Альтшуллера Г.С. [24], Половинкина А.И. [3], Повилейко Р.П. [5] и других. Ниже более подробно рас­смотрены различные модификации этого метода с разными наборами эвристических приемов и принципов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: