Кроме рассмотренных выше методов, были предложены в свое время и другие методы, развивающие их или представляющие комбинации известных методов. Прост и практичен метод коллективного блокнота. Всем членам группы выдается блокнот, где приведена решаемая задача, необходимые дополнительные данные и рекомендуемая литература по рассматриваемому вопросу. Каждый член группы в течение определенного времени (неделя, месяц) должен записывать в него свои идеи и предложения о направлении поиска и конкретные решения. Затем собранные с соответствующими записями блокноты изучаются руководителем. Обобщенные руководителем результаты затем анализируются всей группой. Наиболее интересные идеи развиваются, например, с использованием метода мозгового штурма.
Другой метод - метод каталога, предложенный Ф. Кун-" це, - направлен на отвлечение изобретателя от привычных взглядов и решений, для чего совершенствуемый объект наделяется посторонними признаками. Согласно этому методу, первое попавшееся слово, взятое из книги, журнала и т.п., необходимо попытаться связать с усовершенствуемым объектом. Например, объект - обмотка, а случайное слово - «ветер», получаем сочетание «ветровая обмотка». Ассоциации при этом возникают следующие: обдуваемая обмотка, вихревая обмотка, продуваемая обмотка и т.п. Здесь первая же ассоциация наталкивает на решение - обмотка, обдуваемая вентилирующим воздухом, повышающим эффективность теплоотдачи с ее поверхности.
|
|
Аналогичный прием, используемый Ч. Вайтингом, привел к созданию метода фокальных объектов. Согласно ему, например, из словаря выбирается случайный объект, и выделяется в нем несколько свойств. Этими свойствами наделяется исследуемый объект, который оказывается в фокусе этих свойств. Полученные сочетания развиваются по ассоциации, что дает иногда неплохие результаты. Метод применяется в следующем порядке:
1. Выбор фокального объекта (например, коллектор).
2. Выбор 3-4 случайных объектов (наугад из любого источниках ~ например, арка, бронза, изоляция, полупроводник. «
3. Составление списка признаков случайных объектов. Например, арка - большая, малая, сплошная, составная.
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Например: арочный коллектор, безарочный коллектор, полупроводниковый коллектор, радиальный коллектор, торцевой коллектор и т.п.
5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений: целесообразно предварительно поручить оценку эксперту или группе экспертов и отобрать нужные решения.
|
|
Комбинируя различные приемы, Г.Я. Буш предложил метод гирлянд случайностей и ассоциаций [10], характеризуемый следующими пунктами:
1. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов, например, для слова «вал»: вал-ось-стержень- деталь вращения.
2. Произвольный выбор случайных объектов. Образует вторую гирлянду из слов, взятых наугад: электролампочка-решетка-кольцо.
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т.е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом. Таким путем получаем: вал с электролампочкой, вал решетчатый, вал с кольцами,...
4. Составление перечня признаков случайных объектов (см. табл. 3.2.).
Таблица 32
|
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимов признаков случайно выбранных объектов. Вводя в гирлянду синони- пой. Наиболее интересные идеи развиваются, например, с использованием метода мозгового штурма.
Другой метод - метод каталога, предложенный Ф. Кун-" це, - направлен на отвлечение изобретателя от привычных взглядов и решений, для чего совершенствуемый объект наделяется посторонними признаками. Согласно этому методу, первое попавшееся слово, взятое из книги, журнала и т.п., необходимо поцытаться связать с усовершенствуемым объектом. Например, объект - обмотка, а случайное слово - «ветер», получаем сочетание «ветровая обмотка». Ассоциации при этом возникают следующие: обдуваемая обмотка, вихревая обмотка, продуваемая обмотка и т.п. Здесь первая же ассоциация наталкивает на решение - обмотка, обдуваемая вентилирующим воздухом, повышающим эффективность теплоотдачи с ее поверхности.
Аналогичный прием, используемый Ч. Вайтингом, привел к созданию метода фокальных объектов. Согласно ему, например, из словаря выбирается случайный объект, и выделяется в нем несколько свойств. Этими свойствами наделяется исследуемый объект, который оказывается в фокусе этих свойств. Полученные сочетания развиваются по ассоциации, что дает иногда неплохие результаты. Метод применяется в следующем порядке:
1. Выбор фокального объекта (например, коллектор).
2. Выбор 3-4 случайных объектов (наугад из любого источника), — например, арка, бронза, изоляция, полупроводник. в
3. Составление списка признаков случайных объектов. Например, арка - большая, малая, сплошная, составная.
4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Например: арочный коллектор, безарочный коллектор, полупроводниковый коллектор, радиальный коллектор, торцевой коллектор и т.п.
5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.
6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений: целесообразно предварительно поручить оценку эксперту или группе экспертов и отобрать нужные решения.
Комбинируя различные приемы, Г.Я. Буш предложил метод гирлянд случайностей и ассоциаций [10], характеризуемый следующими пунктами:
1. Определение синонимов объекта. Гирлянда синонимов, например, для слова «вал»: вал-ось-стержень- деталь вращения.
2. Произвольный выбор случайных объектов. Образует вторую гирлянду из слов, взятых наугад: электролампочка-решетка-кольцо.
|
|
3. Образование комбинаций из элементов гирлянд синонимов и случайных объектов, т.е. каждый синоним соединяют с каждым случайным объектом. Таким путем получаем: вал с электролампочкой, вал решетчатый, вал с кольцами,...
4. Составление перечня признаков случайных объектов (см. табл. 3.2.).
Таблица 32
|
5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимов признаков случайно выбранных объектов. Вводя в гирлянду синонимов признаки электролампочки, получим: стеклянный вал, электрический стержень, колоколообразная деталь вращения и т.д. Аналогично получаются новые идеи конструкций, присоединяя к гирлянде синонимов признаки других случайных объектов- решетки, кольца.
6. Генерирование идей ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на шаге 4, генерируются гирлянды ассоциаций. Например, если у объекта «электролампочка» взять в качестве ключевого слова признак «с цоколем», то получим гирлянду ассоциаций: цоколь-дом-кирпичный-пористый-губ- ка-моющее средство-порошок-пена-пузырь-воздух- кислород-окислы-металл-звон-звук-колебания и т.д.
7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта присоединяют элементы гирлянд ассоциаций. В результате образуются такие варианты: вал металлический, ось пузыря, стержень пористый, деталь вращения пенная и т.д.
|
|
8. Выбор альтернативы. Здесь решается - продолжать ли генерирование гирлянд или их уже достаточно для выбора полезных идей.
9. Оценка и выбор рациональной идеи.
10. Отбор оптимального варианта.
Какие выводы можно сделать из рассмотрения методов активизации творческого мышления? К достоинствам этих методов нужно отнести их универсальность. Они подходят для решения самых различных задач. Но универсальны эти методы потому, что принципы, на которых они основаны, не связаны с существом рассматриваемых технических объектов. Другое достоинство этих методов - простота в их освоении (кроме синектики).
Основной недостаток этих методов - относительно низкая их эффективность. Они повышают количество идей, но при этом не растет их качество. Недостаток этот в настоящее время существенный, требующий расширения работ по созданию новых и совершенствованию известных методов творчества.
«Изобретательство напрямик» - принцип, когда технические идеи возникают прямо из теоретического или экспериментального (опытного) исследования. К этому типу относятся изобретения М. Фарадея в области электрических машин (например, диск Фарадея).
«Изобретения со стороны», когда решение технической проблемы возможно за счет перенесения известных решений из других областей науки и техники или из имеющихся подобных решений в живой или неживой природе. Например, выполнение пластин коллектора, для возможности их скрепления, в виде «ласточкина хвоста» или выполнение короткозамкнутой обмотки ротора асинхронной электрической машины в виде «беличьей клетки». Здесь не требуются дополнительные пояснения, откуда исходит источник идеи - название конструкции говорит само за себя.
«Изобретения из прошлого», когда идеи возникают на основе забытых технических решений и дают хороший эффект на новом уровне развития техники. Например, использование современных высокопрочных стеклолент и пропиточных эпоксидных компаундов позволило возвратиться к выполнению беспазовых якорей коллекторных электрических машин с уменьшенной инерционностью и улучшенной коммутацией.
«Изобретения оборотни», использующие противоположности в самом объекте. Например, электрическая машина с выполнением подвижных деталей - неподвижными, а неподвижных - подвижными.
В.И. Орловым была показана возможность использования различных приемов, например, такого приема как разделение частей машины.
Способы или приемы, найденные при решении различных технических задач, указывающие как преобразовать ТС для получения нужного результата, называют эвристическими приемами. Эти приемы являются подсказками, облегчающими, но не гарантирующими решения технической задачи. Использование набора эвристических приемов при решении технических задач называют методом эвристических приемов. В России этот метод получил широкое распространение благодаря работам Альтшуллера Г.С. [24], Половинкина А.И. [3], Повилейко Р.П. [5] и других. Ниже более подробно рассмотрены различные модификации этого метода с разными наборами эвристических приемов и принципов.