Набор типовых эвристических приемов, составленных изобретателями, дает в руки создателя новой техники довольно эффективный методологический инструмент, позволяющий находить нужное техническое решение. Эти приемы применимы как в изобретательстве, так и при проектировании и конструировании ТС.
Наибольшую популярность в технической и изобретательской среде получил набор из 40 типовых принципов (приемов), составленный инженером, автором выдающихся работ [2, 16, 23, 24] по теории творчества - Генрихом Сауло- вичем Альтшуллером (1926-1998). Эти приемы были получены им в результате анализа более 40 тысяч изобретений из патентного фонда, причем было выявлено 1200 технических противоречий, разрешаемых или устраняемых этими изобретениями.
Для лучшего запоминания указанных приемов их названия выбраны наиболее образными и простыми. В данной книге эти приемы проиллюстрированы примерами из области электромашиностроения, что позволит специалистам в этой области более правильно понять и быстрее освоить указанные приемы, а также расширить свою эрудицию и вооружиться важнейшим методологическим средством. Рассмотрим эти принципы.
|
|
1. Принцип дробления - разделение ТС на независимые части, выполнение ТС разборной, увеличение степени дробления (измельчения) ТС. На железнодорожном транспорте можно найти наиболее яркие примеры применения принципа дробления. Так, поезд состоит из отдельных (раздробленных) вагонов; рельсы укладываются на отдельные (раздробленные) шпалы; на электропоезде тяговые электродвигатели (ТЭД) устанавливаются на 15-20 колесных парах, что возможно благодаря основному качеству электрической энергии - ее легкой делимости. В электрических машинах (ЭМ) магнитный поток делится на части, создавая многополярность.
2. Принцип вынесения, согласно которому требуется отделить "мешающую" часть (свойство) или, наоборот, выделить единственную часть (свойство). Электровоз - это ТС, источник энергии которой вынесен за ее пределы.
3. Принцип местного качества - переход от однородной структуры к неоднородной. Разные части объекта должны по характеристикам соответствовать разным требуемым функциям. Чаще всего возникает проблема обеспечения различных свойств детали и ее поверхностного слоя. Например, цементация стальных деталей обеспечивает, благодаря науглероженности поверхностного слоя, его высокую твердость, а вся деталь остается малоуглеродистой, обладающей хорошей ударной вязкостью. К принципу местного качества относятся: окраска поверхностей деталей электротехнических устройств, повышающая их короностойкость; насечки на стальных рукоятках, уменьшающие их скольжение в руках оператора.
|
|
Исторически каждая ТС имеет тенденцию к увеличению дробления на части с увеличением соответствия между функциями и характеристиками деталей. В коллекторных электрических машинах (ЭМ) магнитопровод, проводящий основной магнитный поток, выполняется различным образом на различных участках: сердечник якоря, в котором происходит перемагничивание стали при его вращении, выполняется, для уменьшения потерь от вихревых токов, шихтованным, из отдельных изолированных друг от друга листов стали толщиной 0,5 мм, а остов, в котором такого пе- ремагничивания нет, выполняется массивным, например, из литой стали.
4. Принцип асимметрии - переход от симметричной формы к асимметричной. К этому принципу можно отнести и эксцентричное расположение валов, осей. ЭМ, движение подвижной части которых направлено поперек магнитных линий, работают, используя принцип асимметрии магнитного поля (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Возникновение электромагнитной силы, действующей на проводник с током: П - проводник; Ф - внешнее магнитное поле; Фп - магнитное поле проводника с током; Ф£ - суммарное магнитное поле; F - электромагнитная сила |
Имеются ЭМ, в которых ротор располагают эксцентрично относительно расточки статора, что позволяет значительно снизить частоту вращения ротора [35]. Такие ЭМ называют электродвигателями с катящимся ротором (ЭДКР). Впервые они были предложены в 1944 г. А.И. Москвитиным. На рис. 4.2. приведен синхронный ЭДКР с наружными катками обкатывания. В пазах сердечника статора 1 расположена двухполюсная т-фазная обмотка 2, питающаяся от сети переменного тока.
Рис. 4.2. Синхронный двигатель с катящимся ротором с наружными катками обкатывания |
По торцам расположены обмотки униполярного подмаг- ничивания 3, магнитный поток которых замыкается по втулке ротора 4 и корпусу 7, торцевому сердечнику статора 6 и торцевому сердечнику ротора 5, а также по сердечнику ротора 8 и сердечнику статора 1, по которым замыкается и основной вращающийся магнитный поток, создаваемый обмоткой статора 2. Ротор и статор расположены друг относительно друга с эксцентриситетом е, минимальный зазор между ними 8\
При включении обмотки 2 появится результирующая сила одностороннего магнитного притяжения, вектор которой будет вращаться со скоростью вращения поля обмотки 2. Будет происходить обкатывание катков 9 с диаметром DK по наружной поверхности статора диаметром DH с частотой вращения тц, причем частота вращения ротора будет равна
n2=n1(DK-DH)/DK.
Ротор ЭДКР при этом совершает сложное движение: ось его синхронно вращается со скоростью вращения магнитного поля ni по окружности диаметром 2е, а ротор медленно поворачивается со скоростью п2 вокруг своей оси.
5. Принцип объединения, требующий соединения однородных или предназначенных для смежных операций объектов и объединение во времени однородных и смежных операций. Для примера рассмотрим объединение электрического двигателя (ЭД) и магнитного усилителя (МУ) в одной ТС [36]. Электромеханические системы с ЭД-МУ переменного тока позволяют обеспечить глубокий диапазон плавного регулирования частоты вращения ЭД (за счет большего или меньшего насыщения магнитопровода), достигающий значения 1:10 при высокой стабильности скорости ±0,5%. Рабочие обмотки МУ наматываются на ярме статора (рис. 4.3) и создают переменный магнитный поток Фму> проникающий в воздушный зазор и ротор, а поток ЭД накладывается на поток Фму• Изменение насыщения при наложении потоков позволяет регулировать значение, момент и частоту вращения ЭД. Отметим, что масса ТС (двигатель-генератор) меньше чем масса системы: отдельный МУ, соединенный с отдельным ЭД.
|
|
Рис. 4.3. Распределение магнитных потоков в двигателе-усилителе с неявно выраженными полюсами |
Рассмотрим еще один пример технического решения, связанного с усовершенствованием асинхронного электрического двигателя [20]. Двухфазный асинхронный двигатель, изобретенный Н. Тесла, ознаменовавший начало новой эры в электромашиностроении, имел существенный недостаток (кроме других) - неравномерное движение ротора из-за пульсации вращающего момента, вызванный малым числом фаз. Для устранения этого недостатка М.О. Доливо-Добро- вольским было предложено увеличить число фаз с двух до трёх. Однако это приводило к необходимости увеличения подводящих проводов к фазам с четырёх до шести (рис. 4.4), так как каждая фаза питалась отдельно от фаз трёхфазного генератора. Такая система получалась очень дорогой и громоздкой.
Рис. 4.4. Схема питания обмотки асинхронного двигателя: I, II, III - обмотки фаз; 1,2,3,4,5,6 - концы подводящих проводов обмоток фаз; а) двухфазная схема; б) трехфаз- |
а) |
ная схема |
После долгих и мучительных размышлений над бесконечным числом различных вариантов М.О. Доливо-Добро- вольскому удалось найти гениальное по своей простоте и эффективности решение, уменьшающее число подводящих проводов к двигателю в 2 раза. Решение состояло в объединении электрическом между собой обмоток трёх фаз - соединении их параллельно или последовательно. При параллельном соединении получалась "звезда" обмоток, при последовательном "треугольник" (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Способы соединения обмоток асинхронного двигателя в трехфазной сети |
При этом оказалось, что необходимо иметь всего три подводящих провода, т.е. даже меньше, чем для двухфазных двигателей. Чем это объясняется? Дело в том, что трёхфазная система, со сдвигом токов фаз в 120°, в любой момент времени имеет сумму токов в трёх проводах, равную нулю (рис. 4.6), и в любой момент времени проводники являются попеременно то подводящими, то отводящими ток (например, 1 проводник отводит ток, 2 подводят или 2 проводника отводят, а 1 - отводит), и не требуются специальные отводящие провода.
|
|
Рис. 4.6. Кривые токов, сдвинутые по фазе на 120°
Предложенная трёхфазная система объединения обмоток в «звезду» и «треугольник» явилась решающим фактором, определившим внедрение трёхфазной системы в практику и повсеместное распространение трёхфазных асинхронных двигателей.
6. Принцип универсальности - ТС выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах. ЭМ (например, ТЭД) предназначена для работы от различных источников тока (постоянного, пульсирующего). Пример универсальности: продольные строгаль- но-фрезерные станки, совмещающие операции строгания и фрезерования.
7. Принцип «матрешки» - одна ТС размещена внутри другой, которая в свою очередь находится внутри третьей и т.д. Один объект проходит сквозь полость в другом объекте. На рис. 4.7. изображен реактивный индукторный электродвигатель (РИЭД) с одним ротором и двумя статорами, причем статор 2 размещен внутри полости ротора, что позволяет оптимально использовать полезный объем РИЭД.
Рис. 4.7. Реактивный индукторный электродвигатель с одним ротором и двумя статорами
8. Принцип антивеса заключается в компенсации массы ТС соединением с другой ТС, обладающей подъемной силой, или в компенсации массы ТС взаимодействием со средой (аэро-гидродинамические силы). На принципе антивеса устроено рессорное подвешивание тележек и кузовов различных движущихся экипажей. Рессора под действием груза прогибается на некоторую величину, создавая подъемную силу, а затем, при прекращении давления, вновь принимает свою прежнюю форму.
9. Принцип предварительного напряжения состоит в придании ТС деформаций (напряжения), противоположных нежелательным. Например, пакет сердечника якоря ТЭД насаживается на вал с предварительным напряжением, обеспечивающим минимальный натяг с учетом собственной центробежной силы сердечника при максимальной частоте вращения якоря.
10. Принцип предварительного исполнения - заранее выполнить требуемое изменение ТС (полностью или частично); расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие с минимальными затратами времени на их доставку. Для демонтажа шестерни 1 (рис. 4.8) с конца вала 2 ТЭД электровоза в валу сверлится при его изготовлении отверстие 3 и точатся канавки 4. Для снятия шестерни на вал 2 устанавливается специальная гайка 5 с уплотняющей прокладкой 6. Затем подсоединяется трубка 7 гидронасоса и создается давление проходящим маслом по каналам 3, 4, передающееся на шестерню 1, под действием которого гайка расширяется и легко снимается с вала.
Рис. 4.8. Схема пути подвода масла, показанного стрелками, при съеме шестерни с вала ТЭД |
11. Принцип заранее подложенной подушки - заключается в компенсации невысокой надежности ТС заранее подготовленными аварийными средствами. Для исключения круговых огней и перебросов электрической дуги по коллектору ТЭД электровоза в аварийных режимах (внезапное включение, короткое замыкание и др.) его обмотка возбуждения шунтируется при ослабленном магнитном поле электрической цепью с индуктивным шунтом, работающим при переходных процессах как индуктивность, а в стационарном режиме как активное сопротивление.
12. Принцип эквипотенциальности - при работе (транспортировке) ТС исключить необходимость в ее поднятии или опускании. Основной принцип эквипотенциальности: перемещающаяся ТС должна сохранять неизменным расстояние от центра тяжести земли. На равнинной местности эквипо- тенциальность движущейся ТС обеспечивается колесами, центр вращения которых не перемещается относительно опоры при движении.
13. Принцип «наоборот» - вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществляется обратное действие; для этого надо сделать движущуюся часть неподвижной, а неподвижную - движущейся и т.п. Обычная конструкция асинхронного двигателя имеет ротор, расположенный внутри статора. В некоторых случаях, например, в рольгангах на металлургических предприятиях (вращающийся ролик является ротором двигателя), в электроинструменте, электроверетенах, индивидуальном приводе колес находят применение асинхронные двигатели обращенной конструкции - с внешним ротором. На рис. 4.9 [37] приведена схема высокоскоростного асинхронного ЭД с внешним ротором для сушильных установок с дисковым центробежным распылителем. Внешний ротор
9 вместе с плотно насаженным на него распыливающим диском 2 вращается в подшипниках 1. Статор с обмоткой
10 закреплен на невращающейся оси 11, через нижний конец которой подводится электропитание проводами 12. Другой конец оси 3 шарнирно закреплен в карданном подвесе 5 и имеет полость для подачи исходной жидкости. По каналам 6 жидкость попадает в радиальные каналы 8 распыливающего диска и в виде мельчайших капель под действием центробежных сил выбрасывается в сушильную камеру. Для защиты обмотки 10 от попадания жидкости служит уплотнение 7. Весь привод крепится к потолку 4. Горячий воздух подается в сушильную камеру при температуре 150°С и быстро высушивает подаваемую жидкость (молоко, фруктовые соки, кофе и т.п.) до сухого продукта - порошка.
14. Принцип сфероидальности - переход от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, использование роликов, шариков, спиралей. В щеткодержателях ЭМ применяются цилиндрические витые пружины нажатия на щетку, а также рулонные (спиральные) пружины.
Рис. 4.9. Схема высокоскоростного асинхронного двигателя с внешним ротором для сушильных установок |
15. Принцип динамичности - характеристики разрабатываемого объекта (процесса) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы; объект делится на части, способные перемещаться друг относительно друга. К примеру, количество вентилирующего воздуха» поступающего в электрооборудование электровоза, регулируется в зависимости от электротока нагрузки этого оборудования. При снижении тока снижается и расход вентилирующего воздуха.
16. Принцип частичного или избыточного решения. Если трудно получить 100% эффект - получить "чуть больше" или «чуть меньше». Например, при окраске цилиндрических деталей их опускают в ванну с краской, затем лишнее удаляют вращением деталей. В коллекторных электрических генераторах (ЭГ) добиться строго постоянного напряжения невозможно, из- за конечного числа секций якоря. Поэтому обычно удовлетворяются тем, что пульсация напряжения не превышает 1%.
17, Принцип перехода в другое измерение предусматривает увеличение числа степеней свободы объекта, переход от движения по линии в одном измерении к движению в нескольких измерениях, по плоскости, в пространстве; применение многоэтажной компоновки вместо одноэтажной; использование обратной стороны поверхности. Для улучшения cos ф асинхронного ЭД с однослойным массивным ротором предложен ЭД с двухслойным исполнением ротора [38]. Двухслойный ротор состоит из полого массивного ферромагнитного цилиндра 1 (рис. 4.10), насаженного на цилиндр 2, набранный из листов обычной электротехнической стали со значительно большей магнитной проницаемостью, чем у материала, из которого изготовлен цилиндр 1. Цилиндр 2 насажен на вал 4. К цилиндру 1 приварено медное короткозамы- кающее кольцо 3.
Рис. 4.10. Двухслойный ротор |
При пуске такого ЭД, когда скольжение ротора (относительное значение разности скоростей вращающегося магнитного поля и ротора) большое, глубина проникновения электромагнитной волны в тело ротора меньше толщины цилиндра 1, что позволяет иметь такой же большой начальный пусковой момент, как и у ЭД с массивным ротором. В номинальном режиме, при малых скольжениях, когда электромагнитная волна проникает на глубину, большую толщины цилиндра 1, магнитное поле значительно больше проникает в шихтованный цилиндр 2, что приводит к возрастанию
нормальной и уменьшению тангенциальной составляющих магнитной индукции и росту ЭДС в цилиндре 1 и, следовательно, к росту вращающего момента ЭД, его КПД и cos (р.
18. Принцип использования механических колебаний включает следующие приемы: переведение ТС в колебательное движение; изменение частоты; использование резонансных и ультразвуковых частот; применение вместо механических вибраторов пьезовибраторов. Пьезоэлектрические двигатели (ПЭД) основаны на использовании механических колебаний пьезоэлемента для механического перемещения ротора [39].
Рис. 4.11. Схема действия пьезоэлектрического двигателя (Fn- сила прижима) |
Созданный ПЭД содержит пьезоэлемент 1 (рис. 4.11), который одним концом прижимается внешней силой к поверхности ротора 2. При электрическом возбуждении пьезоэлемента он, как лопасть весла, перемещаясь по замкнутой траектории, передает импульс движения ротору и вращает его. Мощность таких двигателей не более 10 Вт. Этот двигатель впервые был создан в бывшем СССР, и на него получен патент в США № 4019073.
19. Принцип периодического действия - заключающийся в переходе от непрерывного действия к периодическому (импульсному); при периодическом действии изменение периодичности, использование паузы между импульсами для другого действия. На этом принципе сформировалась новая ветвь электроэнергетики - импульсная электроэнергетика: создацы устройства для получения сверхсильных магнитных полей, устройства для исследования плазмы, устройства для механической обработки изделий импульсным магнитным полем, для испытания высоковольтной коммутирующей аппаратуры. В этих устройствах за короткий промежуток времени, измеряемый долями секунды, реализуется большая энергия. В качестве источников такой энергии применяются ударные генераторы [40].
20. Принцип непрерывности полезного действия, согласно которому необходимо вести работу непрерывно (все части объекта должны работать все время с полной нагрузкой), устранять холостые и промежуточные ходы. Использование рекуперативного и реостатного торможения позволяет более полно загрузить полезной работой ТЭД электровоза, так как при движении под уклон или при торможении ТЭД будет работать в режиме генератора, а при обычной тяге в режиме двигателя.
21. Принцип проскока, в соответствии с которым весь процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) необходимо вести на большой скорости. Использование лазерного луча для быстрого рассекания ткани резко снижает ее деформацию. Пульсации электромагнитного момента в ТЭД пульсирующего тока не приводят к пульсации частоты вращения якоря.