double arrow

Факторы, способствующие развитию творческих способностей личности


Творческая работа требует от человека большого напря­жения физических и духовных сил, мучительных длитель­ных размышлений, не всегда приводящих к нужному ре­зультату. Поэтому большинство людей стремится избегать серьезной мыслительной работы. Так, Генри Форд еще в на­чале XX века отмечал: «Для большинства людей наказани­ем является необходимость мыслить. Идеальной представ­ляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту».

Интенсивная творческая работа, присущая наиболее про­дуктивным специалистам, приводит к изнашиванию орга­низма, а иногда к серьезному ухудшению здоровья. Поэтому творческий работник, в первую очередь, должен обладать до­статочными резервами здоровья, позволяющими выдержать творческое напряжение. Необходимо вести такой образ жизни, который способствовал бы росту этих резервов. Это, в первую очередь, двигательная активность, закаливание, частое пребы­вание на свежем воздухе, длительные туристические прогул­ки, садоводство, рыбалка.

Питание должно быть регулярным и сбалансированным по калорийности с преобладанием овощей и фруктов. Кроме физического здоровья, необходимо психическое равновесие. Необходимо, чтобы было не только здоровое тело, но и здоро­вый дух, хотя это вещи взаимосвязанные. Психическое рав­новесие очень важно сохранять в принципиальном споре, в различных конфликтных ситуациях, зачастую возникаю­щих в служебных отношениях.




Для развития психической устойчивости необходимо формировать бодрое настроение на основе здорового, актив­ного образа жизни. Отметим положительное влияние на пси­хику соответствующей музыки, живописи, окружающего интерьера. Человек должен настраивать и сам себя на твер­дое, спокойное поведение.

Важнейшим инструментом воздействия человека на са­мого себя является слово, обращенное к себе, которое может дать очень много. Еще врач древности Авиценна ставил сло­во первым в триаде инструментов врача: слово, трава, нож.

Для приведения себя в равновесие возможно овладение аутотренингом. Он основан на самовнушении, осуществля­емом при помощи специального комплекса упражнений, проводимых обычно в санаториях, реабилитационных цен­трах.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих чело­века на совершенствование своих творческих способностей, является адекватное успехам материальное поощрение.

В этом вопросе зачастую может возникнуть парадоксаль­ная ситуация. Выдающиеся творческие достижения, но опе­режающие свое время в силу этого могут не получить достой­ной оценки, а работы творческие, но решающие текущие, актуальные проблемы сегодняшнего дня получают более достойное материальное поощрение. Это вызвано тем, что оригинальные передовые технические идеи зачастую требу­ют перестройки и дальнейшего развития промышленности. Только после этого возможно получить тот экономический эффект, который они сулят. Т.е. вначале и, возможно, дол­гие годы необходимы финансовые затраты, а это сдвигает во времени внедрение идеи и получение эффекта от нее.



Творческая работа будет успешно протекать при выпол­нении таких условий, как:

- своевременное обеспечение новатора необходимой ин­формацией;

- организация мероприятий по повышению квалифика­ции, включая изучение методологии творчества;

- постоянная поддержка новатора в процессе его творчес­кого поиска;

- формирование хорошего морально-психического кли­мата вокруг новатора.

Важнейшим условием роста творческого уровня тех­нических решений является своевременное развитие твор­ческих способностей подрастающего поколения. Для этого необходимо всеми возможными средствами поощрять твор­ческие достижения детей. В [8] приводятся пять принципов, пользуясь которыми воспитатели, родители могут способс­твовать развитию творческого мышления ребенка:

1. Внимательное отношение к его необычным вопросам.

2. Уважительное отношение к необычным идеям.

3. Умение показать детям, что их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять детям время для самостоятельного обу­чения и хвалить за это.

5. Предоставлять время для практики или обучения, не- оцениваемое педагогом, чтобы дать возможность для свободного формирования идей.

 







Сейчас читают про: