Творческая работа требует от человека большого напряжения физических и духовных сил, мучительных длительных размышлений, не всегда приводящих к нужному результату. Поэтому большинство людей стремится избегать серьезной мыслительной работы. Так, Генри Форд еще в начале XX века отмечал: «Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту».
Интенсивная творческая работа, присущая наиболее продуктивным специалистам, приводит к изнашиванию организма, а иногда к серьезному ухудшению здоровья. Поэтому творческий работник, в первую очередь, должен обладать достаточными резервами здоровья, позволяющими выдержать творческое напряжение. Необходимо вести такой образ жизни, который способствовал бы росту этих резервов. Это, в первую очередь, двигательная активность, закаливание, частое пребывание на свежем воздухе, длительные туристические прогулки, садоводство, рыбалка.
|
|
Питание должно быть регулярным и сбалансированным по калорийности с преобладанием овощей и фруктов. Кроме физического здоровья, необходимо психическое равновесие. Необходимо, чтобы было не только здоровое тело, но и здоровый дух, хотя это вещи взаимосвязанные. Психическое равновесие очень важно сохранять в принципиальном споре, в различных конфликтных ситуациях, зачастую возникающих в служебных отношениях.
Для развития психической устойчивости необходимо формировать бодрое настроение на основе здорового, активного образа жизни. Отметим положительное влияние на психику соответствующей музыки, живописи, окружающего интерьера. Человек должен настраивать и сам себя на твердое, спокойное поведение.
Важнейшим инструментом воздействия человека на самого себя является слово, обращенное к себе, которое может дать очень много. Еще врач древности Авиценна ставил слово первым в триаде инструментов врача: слово, трава, нож.
Для приведения себя в равновесие возможно овладение аутотренингом. Он основан на самовнушении, осуществляемом при помощи специального комплекса упражнений, проводимых обычно в санаториях, реабилитационных центрах.
Одним из важнейших факторов, стимулирующих человека на совершенствование своих творческих способностей, является адекватное успехам материальное поощрение.
В этом вопросе зачастую может возникнуть парадоксальная ситуация. Выдающиеся творческие достижения, но опережающие свое время в силу этого могут не получить достойной оценки, а работы творческие, но решающие текущие, актуальные проблемы сегодняшнего дня получают более достойное материальное поощрение. Это вызвано тем, что оригинальные передовые технические идеи зачастую требуют перестройки и дальнейшего развития промышленности. Только после этого возможно получить тот экономический эффект, который они сулят. Т.е. вначале и, возможно, долгие годы необходимы финансовые затраты, а это сдвигает во времени внедрение идеи и получение эффекта от нее.
|
|
Творческая работа будет успешно протекать при выполнении таких условий, как:
- своевременное обеспечение новатора необходимой информацией;
- организация мероприятий по повышению квалификации, включая изучение методологии творчества;
- постоянная поддержка новатора в процессе его творческого поиска;
- формирование хорошего морально-психического климата вокруг новатора.
Важнейшим условием роста творческого уровня технических решений является своевременное развитие творческих способностей подрастающего поколения. Для этого необходимо всеми возможными средствами поощрять творческие достижения детей. В [8] приводятся пять принципов, пользуясь которыми воспитатели, родители могут способствовать развитию творческого мышления ребенка:
1. Внимательное отношение к его необычным вопросам.
2. Уважительное отношение к необычным идеям.
3. Умение показать детям, что их идеи имеют ценность.
4. Предоставлять детям время для самостоятельного обучения и хвалить за это.
5. Предоставлять время для практики или обучения, не- оцениваемое педагогом, чтобы дать возможность для свободного формирования идей.