double arrow

Коллективные формы творчества

Научно-техническое творчество, особенно важнейшие его составляющие - проектирование и конструирование, стало коллективным. Многие технические разработки в об­ласти электровозостроения, тепловозостроения, самолетос­троения, электромашиностроения, особенно крупные, под силу только большим творческим коллективам, объеди­няющим сотни, а иногда и тысячи творческих работников (проектировщиков, исследователей, испытателей и т.п.).

Даже изобретения во многих случаях являются плодом коллективного труда.

Эффективность работы коллектива определяется пра­вильной, наиболее рациональной ее организацией, со­ответствующей поставленной задаче, а также умением руководителя осуществлять свои функции, т.е. умением предвидеть, координировать, контролировать, организо­вывать ход работы.

Руководителю противопоказано часто выполнять роль критика и исполнителя. Его задача - генерирование идей и организация деятельности. Он должен уметь побуждать дру­гих к творчеству, уметь общаться с людьми, создавать благо­приятную атмосферу, способствующую свободному обмену мнениями; не навязывая своего решения, концентрировать внимание на работе, а не на взаимоотношениях на работе. Некоторые фирмы считают, что лучше иметь первоклассно­го организатора и второсортную идею, чем второсортного ор­ганизатора и первоклассную идею.

Коллективный труд в первую очередь нужен там, где не­обходимо разделение труда при разработке сложных техни­ческих объектов. Несмотря на то что цель обычно задается руководством, она должна быть осмыслена и уточнена ис­полнителем. После этого возникает потребность обсудить проблему с сотрудниками, руководством. Это обычно проис­ходит на всех этапах работы.

Желательно, чтобы коллектив был неоднородным и включал и идеолога, и критика, и исполнителя, глубоко про­никающего в чужие идеи и с особой тщательностью и точнос­тью их воплощающего.

Члены коллектива должны быть совместимы между со­бой, что не исключает борьбы мнений. Коллектив должен непрерывно развиваться, т.е. стареющие сотрудники, сни­жающие свое стремление к совершенствованию, переходят на другую работу, молодые специалисты, менее опытные, но стремящиеся к росту своего профессионализма и подающие надежды, должны занимать более достойные должности.

По численности коллектив, работающий над какой-либо проблемой, не должен превышать более 20 человек.

Индивидуальная и коллективная формы творчества име­ют свои достоинства и недостатки. Первая дает большую сво­боду поведения и действия, вторая имеет повышенную спо­собность к самоуправлению, что несколько снижает свободу проявления личности.

Качества творческой личности (результативность, уме­ние держать удар и др.) в коллективе развиваются, транс­формируются и дополняются, образуя комплекс творческих качеств коллектива, включая и совершенно новые. К ним относятся:

1. Способность к широкому самоуправлению: это про­является в верной стратегии и гибкой тактике, в спо­собности концентрации сил на нужном направлении, большая предприимчивость, смелость принимаемых решений.

2. Потребность в эффективном развитии. Направлен­ность на новое, повышение квалификации сотрудни­ков, стремление к полной и точной информации.

3. Способность сформировать и поддерживать высокоэф­фективный стиль работы коллектива, заключающаяся в создании плодотворной среды обитания, подчинении эмоциональных отношений деловым, в умении вдох­новлять, поддерживать и защищать плодотворную де­ятельность каждого члена коллектива.

- § 1.6. Достижения науки в изучении процессов творческого мышления

- Понять процесс творческого мышления, всегда связан­ный с конкретной личностью, в наибольшей мере возмож­но на уровне изучения психики человека. Однако создать цельную психологическую теорию творчества до сих пор не удалось.

- Наиболее правдоподобна и во многих своих аспектах до­казана экспериментально и логически теория научного от­крытия, предложенная нашим соотечественником, фило­софом, химиком, историком науки, академиком Академии наук СССР Б.М. Кедровым [18]. Рассмотрим ее более подроб­но и оценим возможность ее приложения к техническому творчеству.

- Свои выводы Б.М. Кедров получил, опираясь на дости­жения таких наук, как логика, психология и история естес­твознания.

- Логический процесс научного творчества рассматрива­ется им как последовательное движение от единичности (Е), установления единичных фактов, к особенности (О), уста­новлению особенностей отдельных фактов, и объединению их в отдельные группы, а затем к открытию закона, объяс­няющего все факты, т.е. к всеобщности (В).

- Кратко это записывается так:

- Е О В. (1.1)

- Кроме логического аспекта научного познания всегда действует конкретный психологический «механизм», реа­лизующий общий логический ход познания. Ход движения научной мысли в голове отдельного ученого может быть со­вершенно не похож на логически обработанный итог мышле­ния. Процесс достижения истины оказывается чрезвычайно прихотливым, неожиданным, извилистым, так как зависит от конкретных факторов и случайных обстоятельств психоло­гического и социального характера. Поэтому понять историю того или иного открытия возможно лишь, опираясь не только на логику, но и на такие науки, как психология и история ес­тествознания.

- С точки зрения психолога, главный интерес представ­ляет выяснение того психологического «механизма», ко­торый обеспечивает переход со ступени (Е) к (О) и от (О) к (В), на первом месте при этом стоит, естественно, вопрос о «механизме» того перехода, который и приводит к откры­тию.

- Предложенная логическая схема может быть распро­странена на любые научные открытия. Например, в об­ласти электротехники в XVII-XVIII веках электричество и магнетизм рассматривались и изучались раздельно, в рамках (О). Но в XIX веке М. Фарадеем было обнаруже­но явление возникновения электрического тока в про­водниках при движении вблизи них магнита, а датским физиком Гансом Христианом Эрстедом (1777-1851) было обнаружено влияние электрического тока на магнит. Эти факты стали основой для создания английским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом (1831-1879) и другими учеными теории электромагнетизма, основанной на не­разрывном единстве электрических и магнитных явле­ний и представляющей ступень (В) в рассматриваемой логической цепочке.

- Можно привести немало научных теорий (например, концепция света как потока корпускулярных частиц и как процесс распространения волн; открытие периодического закона русским ученым Дмитрием Ивановичем Менделее­вым (1834-1907) и др.), по сути представляющих переход от (О) к (В), но, что важно подчеркнуть, при таком перехо­де преодолевалось препятствие в виде сковывающей мысль ученого инерции. Поэтому с учетом психологических фак­торов, влияющих на процесс решения технической задачи, формула (1.1) приобретает вид

- (1.2)

- В этой формуле черточкой перед (В) указывается на труд­ность, возникающую на пути перехода от (О) к (В). Эта труд­ность вызвана тем, что мысль ученого, попав однажды в ко­лею (О), начинает двигаться по ней и, будучи ею ограничена, не может перейти от (О) к (В). И лишь когда накапливается много научных фактов в (О) и научное открытие созревает - мысль ученого перескакивает через барьер, что может быть описано следующей формулой:

- Е-ХЭ-^Тв. (1.3)

- Познавательно-психологический «механизм» работы мысли ученого в этом случае называется преодоление барь­ера.

- Как показывают многочисленные эксперименты, выйти из колеи (О) и преодолеть барьер без какой-либо подсказки или наводящих ассоциаций невозможно. Доказательством этому может служить опыт, описанный в [19]. Решалась за­дача на смекалку под названием «четыре точки». Даны че­тыре точки (рис. 1.2), требуется через эти точки провести 3 прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, и чтобы

- карандаш возвратился в исходную точку.

- • •

- • *

- Рис. 1.2. Четыре точки

- Более 600 человек, подвергнутые данному испытанию, не могли в течение 10 минут решить эту задачу после ряда неудачных попыток. А решение было совсем рядом, надо было только вырваться за пределы участка площади, огра­ниченного точками.

- Убедившись, что решение задачи испытуемыми практи­чески исключено, была сделана попытка натолкнуть испы­туемых на решение при помощи различного рода подсказок. Результат оказался поразительным.

- Испытуемому объяснили правила игры в хальму. Затем в игре он должен был пройти одним ходом белой фишки три чер­ных так, чтобы белая возвратилась на свое место (рис. 1.3).

- Испытуемый делал фишкой те движения, которые были решением задачи. Однако неожиданным оказалось то, что такая подсказка не помогала решить задачу, если в хальму играли перед ее решением. Если же вначале испытуемому предлагали поломать голову над «четырьмя точками», а за­тем поиграть в хальму, подсказка приводила к нужному ре­зультату.

- Рис. 1.3. Траектория белой фишки при игре в хальму

- Таким образом был установлен важный факт: если под­сказка предлагается до задачи, то она не работает; если дать ее после попытки решения задачи и затем вновь вернуться к задаче, то задача решается.

- Объяснить «механизм» такого решения можно неодно­родностью результата действия подсказки - наличия в нем прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) ас­пектов.

- Так, в случае если подсказка предшествует задаче, то часть, которая является ключом к решению задачи (треу­гольник), оказывается побочным продуктом, неосознавае­мым, и которая непосредственно не может быть использова­на как средство решения задачи.

- Однако, при определенных условиях, например, когда за­дача предшествует подсказке, а затем вновь следует за ней, появляется возможность осознания побочного аспекта и пре­вращения его в прямой - в результате чего решается задача. Но хотелось бы при этом отметить, что успех зависит от того, насколько исследователю (испытуемому) удалось убедиться в непригодности известных путей, но вместе с тем сохранить интерес к решению задачи. Решение происходит внезапно, мгновенно, как говорят, интуитивно.

- При решении конкретной технической задачи случайно возникшая ассоциация выполняет роль подсказки, позволя­ющей преодолеть «барьер». Эту ассоциацию можно назвать «трамплином», т.к. он позволяет психике человека преодо­леть «барьер» на пути решения задачи.

- Рассмотрим, как это происходит, более подробно. Решая задачу, человек думает в одном определенном направлении

- (а). Задача не решается. Но в определенный момент возника­ет, как бы случайно, совершенно другое направление мысли (В), вызванное посторонними событиями. Наложение мыслей приводит к внезапному срабатыванию интуиции, подсказыва­ющему, что ключ решения находится во второй цепи событий

- (б), играющей роль «трамплина» для первой цепи событий, и приносит «подсказку» по преодолению «барьера».

- (1.4)

- Окончательно формула «механизма» творчества получит вид:

-

-

- (а) Е -> О /Г В.

- /

- (Э)

- Для непосвященного человека интуитивное решение мо­жет показаться каким-то чудом, но на самом деле все значи­тельно сложней.

- Во-первых, только предварительная, длительная, на­стойчивая, мучительная работа мысли по решению задачи может привести к искомому решению. Без этого никакая интуиция не поможет.

- Во-вторых, «прозрение», «озарение», возникшие внезап­но и приведшие к решению задачи, являются лишь одним коротким моментом в длинной цепи событий, связанных с творческой деятельностью человека. Вне этой цепи понять внезапность интуитивного решения невозможно.

- Описанный «механизм» творческого процесса решения научных проблем может быть распространен и на решение технических задач, но с изменением логической последова­тельности операций.

- Изобретение или техническое решение возникают на ос­нове понимания человеком законов природы (В) и потреб­ности общества в тех или иных изобретениях и технических объектах. При поиске решения ограничивается область при­менения того или иного закона для конкретных условий (О), и затем решается конкретная техническая задача (Е).

- Например, возникла потребность в компактном двигате­ле, который можно было бы устанавливать и монтировать в самых различных местах и объектах. Эта потребность была удовлетворена созданием электрических двигателей на ос­нове теории электромагнетизма (В). Эта теория объединяет многие явления и физические эффекты (О), например: при­тяжение и отталкивание магнитов, движение проводника в магнитном поле, взаимодействие индуцированных (вих­ревых) токов с магнитным полем, их создавшим. На основе этих эффектов были разработаны конкретные электрические двигатели (Е): постоянного тока, синхронные, асинхронные, индукторные, реактивные, гистерезисные, шаговые, дуго­вые, линейные и другие.

- Другой пример. Известен закон всемирного тяготения, которому подчинена вся вселенная (В). Этот закон приме­ним и к земным условиям, позволяя передвигаться по Зем­ле людям, животным, машинам (О). В конкретном случае на Земле этот закон используется, например, для колесного транспорта (Е), в котором за счет притяжения транспортного объекта к Земле создается сила давления колеса на опору. Произведение этой силы на коэффициент сцепления (или коэффициент трения) дает величину допустимого тягового усилия объекта.

- Интересен процесс изобретения трехфазного асинхрон­ного двигателя с короткозамкнутой обмоткой ротора.

- Ко времени создания такого двигателя, в конце XIX века, все предпосылки для его появления уже существовали, зна­ния соответствовали ступени (В), так как были известны: - вращение проводника с током в магнитном поле, от­крытое М. Фарадеем в 1821 году; -закон электромагнитной индукции, открытый также

- М. Фарадеем в 1831 году; -открытое Г.Х. Эрстедом в 1820 году явление электро­магнетизма (отклонение магнитной стрелки при про­хождении тока по проводнику, расположенному вбли­зи стрелки);

- -принцип асинхронного вращения, так называемый «магнетизм вращения», открытый французским фи­зиком Домиником Франсуа Араго (1786-1853) в 1824 году.

-

-

- Принцип этот заключается в следующем: если рукой при­вести в быстрое вращение магнит NS (рис. 1.4), то медный кружок К, насаженный на острие, закрепленное в стеклян­ной пластине, начнет также вращаться в ту же сторону, что и магнит. Это явление объясняется взаимодействием между индуцированными в медном кружке токами и магнитным полем, вызвавшем эти токи.

- Следующий шаг от (В) к ступени (О) был осуществлен в 1888 году итальянским физиком Галилео Феррарисом и югославским ученым, сербом Николой Тесла, большую часть жизни проработавшим в Америке, открывшими явление воз­никновения вращающегося магнитного поля при питании обмоток переменными токами, сдвинутыми по фазе друг от­носительно друга. Обмотки при этом также должны быть сдвинуты между собой в пространстве (например, для двух фаз на 90е). Феррарис и Тесла независимо друг от друга созда­ли двухфазные асинхронные двигатели. Двигатель Феррари- са был выполнен с медным сплошным ротором 2 и сосредото­ченной двухфазной обмоткой на статоре 1 (рис. 1.5).

- В своем теоретическом исследовании, изложенном в до­кладе Туринской академии наук в 1888 году, он пришел к выводу, что максимальную мощность двигателя можно по­лучить при 50% скольжении ротора, что возможно лишь при большом активном сопротивлении. Он также привел доказательство того, что в принципе двигатели с вращаю­щимся магнитным полем не могут иметь КПД выше 50%. Эти ошибочные выводы значительно снизили интерес к ра­боте по совершенствованию асинхронных двигателей.

- - Рис. 1.5. Модель двухфазного асинхронного двигателя Фер- рариса (хранится в музее г. Турина, Италия)

-

- Анализируя доклад Феррариса, русский инженер М.О. Доливо-Добровольекий нашел конкретное, единичное, на­иболее рациональное решение, позволившее снизить сколь­жение и поднять КПД, которое и явилось переходом от ступени (О) к (Е). Он предложил выполнять двигатель трех­фазным, а ротор - стальным с короткозамкнутой медной об­моткой.

 

- Из приведенных различных примеров следует, что, если распространить познавательно-психологический мехнизм научного творчества на техническое творчество, то в оконча­тельном варианте (в соответствии с формулой 1.4) он может быть записан следующим образом:

- (ап)В-*0-> /Г Е, (1-5)

- (Р)

- где (ап) - направление мысли на удовлетворение возникшей об­щественной потребности, (13) - также, как и ранее, направле­ние мысли, вызванное какими-то посторонними событиями.

- Попробуем понять, что же явилось для М.О. Доливо-Доб­ровольского событием, вызвавшим появление указанного направления мысли (В).

- Молодой инженер М.О. Доливо-Добровольский не мог принять скептические выводы Г. Феррариса [20]. Основани­ем для этого явился его личный опыт. Еще до чтения докла­да он заметил, что если замкнуть накоротко обмотку коллек­торного двигателя постоянного тока, то при его торможении возникает большой момент. Этот режим, как его понял До- ливо-Добровольский, аналогичен тому процессу, который является рабочим в асинхронной машине. О своей догадке позже М.О. Доливо-Добровольский писал: «Я тотчас же ска­зал себе, что если сделать вращающееся поле по методу Фер­рариса и поместить в него такой короткозамкнутый якорь малого сопротивления, то этот якорь скорее сам сгорит, чем будет вращаться с небольшим числом оборотов. Мысленно я прямо представил себе электродвигатель многофазного тока с ничтожным скольжением». Для того чтобы создать силь­ное магнитное поле, М.О. Доливо-Добровольский заменил медный ротор Феррариса на стальной, а для снижения элек­трического сопротивления ротора предусмотрел по перифе­рии ротора каналы, в которые закладывались бы медные стержни, замкнутые накоротко (сами на себя) (рис. 1.6).

- Уменьшив скольжение ротора, благодаря снижению его активного сопротивления, М.О. Доливо-Добровольский резко

- 32

- повысил КПД асинхронных машин. Для более плавного вра­щения ротора им была предложена трехфазная распределен­ная обмотка статора вместо двухфазной. Эти его конструктив­ные решения уже более 100 лет остаются неизменными.

- В формуле (1.5) предполагалось, что барьер, возникаю­щий из-за инерции мышления, чаще всего появляется при переходе от (О) к (Е). Однако зачастую такой барьер может возникнуть при переходе от (В) к (О). В этом случае формула должна быть записана таким образом:

- 4 4

- (Оп)В-> ft 0-> fi Е,

- (у) (Р)

- где (у) - направление мысли, вызванное случайными собы­тиями, играющими роль «подсказки» для перехода от этапа (В) к (О).

- о а

- - Рис. 1.6. Варианты роторов с обмоткой в виде беличьей - клетки (из патента М.О. Доливо-Добровольского): а - стальной цилиндр; е - медные стержни; Ъ - медные плас­тины или кольца

-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: