Как уже отмечалось в § 2.5, всё возрастающие потребности человеческого общества, вызванные как его количественным ростом, так и ростом потребностей каждого члена этого общества, являются главной движущей силой, стимулирующей работу по созданию различных изобретений.
В основе любого изобретения (даже мельчайшего) лежат физические явления и эффекты, открытые человеком в процессе взаимодействия с природой. Причем одни и те же физические явления и эффекты могут быть основой множества изобретений, существенно отличающихся друг от друга. Открытие новых явлений и эффектов часто приводит к основанию и появлению новых потребностей, которые в свою очередь побуждают вести работы по изобретению новых ТС, удовлетворяющих эту потребность. Рассмотрим некоторые крупнейшие, или даже великие изобретения, приведшие к значительным изменениям в жизни человеческого общества, и определим те физические явления и эффекты (физико-технические эффекты), которые лежат в их основе [20,25,58,60].
Покажем, что в основе колеса, паруса, плуга, появившихся ещё в древности, лежит понимание человеком окружающей природы и её явлений и использование этих явлений для создания орудий труда. Рассмотрим также великие
изобретения в области электромеханики: электрический генератор, электродвигатели и др.
1. Колесо. В основе работы колеса лежит эффект механического перемещения двух соприкасающихся тел относительно друг друга, при условии отсутствия проскальзывания за счет трения одного тела относительно другого. Это эффект качения тел. Изобретение колеса является одним из величайших творений в истории человечества. Оно дало мощный толчок развитию техники. Появились повозки, блоки, водяные колеса, мельницы, в основе которых лежит колесо.
2. Парус. Используется для преобразования кинетической энергии ветра (явление природы) в кинетическую энергию движения паруса и судна (на котором закреплен парус), за счет силы давления на парус движущимися частицами воздуха (см. приложение 3, номер 120). Ветер вызван перемещением слоев воздуха от мест с более высоким давлением в места с более низким давлением. Неравномерность давлений возникает из-за неравномерности поступления тепла в атмосферу Земли. Парус был изобретен еще в глубокой древности и устанавливался на лодках. Вначале парус представлял собой просто натянутую звериную шкуру. На древнейших дошедших до нас изображениях кораблей египетской царицы Хатшепсут можно видеть уже закрепляемые на мачте паруса. Мачта удерживалась от падения при помощи тросов. Наибольшее развитие парусный флот получил в XVI - XVIII веках нашей эры.
3. Плуг. При изобретении плуга использован эффект разрезания почвы проволакиванием сквозь неё более твердого, чем почва, заостренного тела (ножа, лемеха). Как известно, на протяжении тысячелетий земледелие было мотыжным. Производительность труда была небольшой. Но мотыга подходит лишь для мягких почв. Для более трудных почв с переплетением корней требовалось другое орудие. Так появился плуг. Вначале был изобретен безотвальный плуг, затем появились плуги с отвалом, то есть с перевертыванием дёрна. Плужное земледелие преобразовало сельское хозяйство и в значительной степени способствовало появлению многих цивилизаций.
4. Электрический генератор. В основе его работы лежит открытое в 1831 году М. Фарадеем явление электромагнитной индукции, согласно которому при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего какой-либо контур, в котором наводится электродвижущая сила (см. прил. 3, № 233). Последствия этого открытия для всей человеческой цивилизации были огромны. Несколько ранее Фарадея явление электромагнитной индукции было открыто американским физиком Джозефом Генри (1797-1878), но не было во время опубликовано. Однако после открытия М. Фарадея прошло около 40 лет прежде чем удалось найти рациональную конструкцию и наладить серийное производство электрических генераторов. Первый примитивный генератор был предложен самим М. Фарадеем. И лишь в 1870 г. З.Г. Грамм, бельгийский изобретатель, живший во Франции, образовал «Общество производства магнитоэлектрических машин» и наладил серийное производство генераторов, которые произвели подлинную революцию в электроэнергетике. Они были самовозбуждаемыми, с кольцевым якорем, имели высокий КПД и обеспечивали практически постоянный ток (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Самовозбуждающийся генератор Грамма: 1 - станина, 2 - обмотка возбуждения, 3 - наконечники полюсов, 4 - якорь, 5 - коллектор 245 |
Первые машины Грамма были генераторами постоянного тока, но, когда появилась необходимость в переменном токе, они были легко переделаны в генераторы переменного тока путем замены коллектора двумя токосъёмными кольцами. Машины Грамма, благодаря своим высоким технико-экономическим показателям, быстро вытеснили на рынке другие конструкции генераторов.
5. Электродвигатель постоянного тока. Изобретение промышленного электродвигателя постоянного, а затем и переменного тока - величайшее достижение конца XIX века.
Существенные недостатки парового двигателя - низкий КПД, трудность передачи (дробления) энергии - с изобретением электродвигателя устранились. Как известно, паровой двигатель приводил в движение сразу несколько станков, причем движение передавалось при помощи механической передачи - шкивов и ремней — на расстояние, определяемое работоспособностью этой передачи. С внедрением электродвигателей появилась возможность поставить на любой станок свой собственный двигатель. При этом расстояние между электродвигателем и источником электроэнергии не имеет существенного значения, так как электроэнергия по электропроводам передается на большие расстоянии без существенных её потерь.
Компактный, экономичный, удобный электродвигатель стал одним из важнейших элементов производства, вытеснив другие двигатели.
П^вым был разработан электродвигатель постоянного ток* акой двигатель был создан русским электротехником С.М. Якоби в 1834 году. Двигатель работал на основе использования явления притяжения разнополярных и отталкивания однополярных электромагнитов, с управлением полярностью электромагнитов при помощи специального коммутатора. Источником энергии была батарея постоянного тока, малая мощность которой сдерживала развитие и применение электродвигателей. Лишь с созданием электрических генераторов, как мощных источников постоянного тока, расширилось применение электродвигателей.
Наиболее широкое распространение получили двигатели постоянного тока, работающие на основе использования открытого в 1822 году М. Фарадеем явления электромагнитного вращения проводника с током в магнитном поле (см. прил. 3, п. 104). Такие машины производятся до настоящего времени благодаря их отличным регулировочным свойствам, наиболее простому и экономичному регулированию частоты вращения изменением напряжения и магнитного потока.
6. Асинхронный электродвигатель. Этот электродвигатель работает на переменном токе. Его созданию предшествовало, как отмечено нами ранее, открытие Феррарисом и Тесла явления вращающегося электромагнитного поля, Фарадеем - явления электромагнитной индукции (прил. 3, п. 233) и явления электромагнитного вращения проводника с током в магнитном поле (прил. 3, п. 104).
Важнейшим преимуществом асинхронного двигателя перед двигателями постоянного тока является отсутствие у него коллектора.
Простота асинхронных двигателей, особенно с коротко- замкнутым ротором, их надежность и невысокая стоимость обеспечили им доминирующее положение в системе электропривода промышленных предприятий.
Существенный недостаток асинхронных двигателей- трудность регулирования его скорости, не позволили им полностью вытеснить машины постоянного тока, особенно на транспорте, где требуется регулирование частоты вращения в очень широком диапазоне.
Первые промышленные асинхронные двигатели были двухфазными. Они были предложены Н. Тесла, создавшим двухфазную систему, состоящую из генератора, дающего два тока, сдвинутых по фазе на 90°, и двухфазного двигателя. Однако они оказались неконкурентоспособными по следующим причинам:
а) двигатели имели явновыраженную полюсную систему, что приводило к увеличению их магнитного сопротивления и ухудшению характеристик;
б) система требовала для передачи энергии 4 провода, то есть по сравнению с постоянным током число проводов увеличивалось в 2 раза.
Более совершенной оказалась система трехфазных токов, предложенная М.О. Дол иво-Добровольским, которая нами описана ранее.
Свой первый трёхфазный асинхронный двигатель он построил в 1899 году. Впечатление от работы этого двигателя, произведенное на руководство фирмы АЭГ, в которой работал М.О. Доливо-Добровольский, было огромным. Стало ясно, что это окончание долгого, мучительного пути создания промышленного электродвигателя, с высоким КПД, с высокой надежностью в работе и простотой обращения в эксплуатации (см. на рис. 7.2 современную конструкцию асинхронного двигателя).
Асинхронные двигатели быстро распространились по всему миру, находя применение в самых разнообразных сферах производства.
7. Трансформатор. Работа трансформатора основана на использовании явления электромагнитной индукции (прил. 3, п. 233). Это устройство позволило разрешить множество проблем электротехники. Первый трансформатор можно считать был создан М. Фарадеем, наблюдавшим наведение тока в катушке при пропускании тока по обмотке катушки, находящейся рядом с ней. Сам М. Фарадей этот эффект для преобразования напряжения не использовал.
В1848 году Румкорф одним из первых обратил внимание на возможность с помощью трансформатора создавать очень высокое напряжение.
На протяжении нескольких десятилетий трансформаторы не использовались. И только в конце 70-х годов XIX века П.Н. Яблочков для «дробления» энергии при питании отдельных свечей стал использовать индукционные катушки. Первичные обмотки катушек включались последовательно в цепь. А во вторичную обмотку одна или две свечи. В случае потухания одной из свечей цепь не прерывалась и другие свечи продолжали гореть.
Рис. 7.2. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором: 1 - станина; 2 - пакет статора; 3 - обмотка статора; 4 - пакет ротора; 5 - обмотка ротора; 6 - паз статора; 7 - паз ротора |
Наиболее широко трансформаторы стали применяться с развитием техники переменных токов. В 1882 году JI. Го- ляр и Э.Д. Гиббс предложили трансформаторы не только для «дробления» энергии, но и для преобразования напряжения по значению, то есть коэффициент трансформации их был отличен от единицы (см. рис. 7.3).
Трансформатор имел выдвижные сердечники 2, проходящие внутри катушек 1.
В 90-е годы XIX века был разработан промышленный тип трансформатора с замкнутой магнитной системой братьями Джоном и Эдуардом Гопкинсон (1884 год). Сердечник 1 (рис. 7.4) был набран из стальных полос или проволок, изолированных друг от друга для снижения потерь от вихревых токов.
Рис. 7.3. Трансформатор Голяра и Гиббса |
Рис. 7.4. Схема трансформатора братьев Гопкинсон |
На сердечнике размещались поочередно катушки высокого 2 и низкого 3 напряжения. Трансформатор с замкнутым сердечником имел меньшие потери и более высокий КПД.
В 1885 году венгерский электротехник М. Дери доказал, что трансформаторы должны включаться параллельно. Включение нескольких параллельно работающих трансформаторов вместо одного суммарной мощности позволяет обеспечить бесперебойное энергоснабжение при аварии в каком-либо трансформаторе или отключении его для ремонта. Это также удобно при значительном изменении графика нагрузки. В случае уменьшения мощности нагрузки можно отключить один или несколько трансформаторов, чтобы оставшиеся работали при номинальной нагрузке и имели высокие КПД и cos q>.
б) |
а) Рис. 7.5. а) трехфазные трансформаторы Доливо-Добро- волъского «призматического» типа; б) трехфазные трансформаторы Доливо-Добровольского с параллельным расположением стержней в одной плоскости |