ТС (машины, механизмы, приборы, инструменты и т.п.) «рождаются» несовершенными и слабыми. Постоянно возрастающие потребности человеческого общества приводят к необходимости непрерывного совершенствования появившихся ТС. Они в своем развитии проходят все стадии «жизни»: детство, юность, старость. Знание истории развития ТС, эволюции их конструкции и уровня развития важны для решения текущих задач совершенствования ТС [23, 64, 65, 66].
Важнейшими целями анализа конструктивной эволюции ТС являются:
- прогноз дальнейшего их развития;
- выявление удачных технических идей, которые могли бы быть использованы на данном этапе этого развития;
- выявление и формирование эвристических приемов и правил проводимого улучшения ТС на опыте решения технических задач в прошлом;
- выявление законов и закономерностей развития ТС, которые могут быть использованы при поиске направлений её улучшения.
Ниже приведен краткий анализ конструктивной эволюции ТС на примере электрических машин (ЭМ) постоянного тока (ПТ), которые являются основой научно-технического прогресса XX века. При анализе попытаемся выявить или ориентировочно определить основные технические противоречия, возникавшие при развитии ЭМ, и методы их устранения или разрешения.
|
|
ЭМ ПТ [30, 67-69]. Существует большое количество типов ЭМ (постоянного, переменного тока и т.п.), мы будем рассматривать развитие коллекторных ЭМ ПТ. Остановимся только на индуктивных (емкостные не рассматриваем) ЭМ, действие которых основано на законе электромагнитной индукции.
1. Пионерское изобретение в 1821 г. М. Фарадеем было одновременно и научным открытием непрерывного преобразования электрической энергии в механическую (рис. 7.6).
ЭД представлял собой постоянный магнит 1, вокруг которого вращался проводник с током 2 в опоре 4. Скользящий электрический контакт обеспечивался ртутью, налитой в чашу 3. Это был униполярный двигатель, имеющий одноименно-полюсное исполнение, питаемый от гальванического элемента напряжением U. Открытию М. Фарадея предшествовало открытие Г. Эрстедом в 1820 г. явления отклонения магнитной стрелки под действием электрического тока (прил. 3, п. 103).
Рис. 7.6. Двигатель М. Фарадея |
2. В 1824 году в книге английского ученого Петера Варлоу описана демонстрационная модель униполярной ЭМ (рис. 7.7), состоящая из вращающего колеса 1, по которому проходит ток, и постоянного магнита 2. Скользящий контакт создавался с помощью провода, подсоединенного к валу, и ртути, налитой в банку 3. Питание двигателя так же, как и в двигателе М. Фарадея, осуществлялось от батареек химических элементов напряжением U. Этот двигатель предвосхитил конструкцию развиваемых в дальнейшем, униполярных электрических машин с вращающимся проводящим ток колесом.
|
|
3. В 1833 г. появилась первая демонстрационная модель двигателя в разноименно-полюсном исполнении, предложенная английским ученым Уильямом Риччи. Магнитное поле в этом двигателе (рис. 7.8) создавалось постоянным подковообразным магнитом. Между полюсами на вертикальной оси размещался электромагнит, питаемый от источника постоянного тока через коммутатор, изменяющий направление тока в обмотке. Взаимодействие магнитного поля постоянного магнита с электромагнитом при периодическом изменении тока в обмотке последнего приводило к созданию постоянно-направленного вращающего момента.
Рис. 7.7. Колесо Барлоу |
Рис. 7.8. Двигатель У. Риччи |
4. В1831 г. М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции (приложение 3, п. 233), заключающееся в том, что всякое изменение магнитного поля вызывает появление электрического тока в короткозамкнутых проводниках, пронизываемых этим полем. Благодаря этому открытию, появилась возможность создания не только ЭД, но и ЭГ. Такой генератор был изобретен также М. Фарадеем в 1831 г. в униполярном исполнении - это диск Фарадея (рис. 7.9, из дневника Фарадея).
Между магнитами вращался медный диск. В цепи щеток, наложенных на ось и на периферию диска, появлялся при вращении диска электрический ток. Эта модель генератора также была демонстрационной, не нашедшей практического применения.
\ Рис. 7.9. Диск М. Фарадея |
Начиная с 1831 г., после открытия М. Фарадеем явления электромагнитной индукции, ЭМ стала развиваться, как ЭД и параллельно как ЭГ. Отметим, что действие рассмотренных нами моделей ЭМ основано на законе взаимодействия проводника с током с магнитным полем (прил. 3, п. 104). применение этого закона при создании ЭМ было перспективным, но в то же время не получило своего логического развития - увеличение силы при росте количества проводников на кольце. По-видимому, причина была в отсутствии мощного источника электрической энергии.
Поэтому появились ЭМ, действие которых было основано на принципе притяжения и отталкивания между электромагнитами, возможно, как наиболее понятном и наглядном.
5. Стремясь увеличить мощность ЭД, в 1834 г. петербургский ученый Борис Семенович Якоби (1801-1874) создал ЭД (основанный на явлении притяжения и отталкивания между электромагнитами) с увеличенным числом П-образных магнитов (Б.С. Якоби применил изобретательский прием повышения эффективности за счет увеличения однотипных элементов в ТС). Четыре электромагнита 1 располагались на неподвижной раме, а четыре электромагнита 2 - на вращающемся диске (рис. 7. 10).
Рис. 7.10. Двигатель Б.С. Якоби |
Питание обмоток двигателя, соединенных последовательно производилось от гальванических батарей 3. Изменение направления тока в подвижных электромагнитах выполнялось при помощи коммутатора 4. Этот ЭД, впервые в мире нашедший практическое применение, развивал мощность около 15 Вт. Дальнейшее увеличение мощности Якоби попытался осуществить установкой увеличенного числа электромагнитов: 24 неподвижных П-образных магнита и 12 подвижных стержневых. Однако это не привело к существенному увеличению мощности.
6. Торцевое исполнение ЭД Якоби приводило к большим его габаритам, поэтому, когда Якоби было предложено установить в качестве тягового электродвигатель (ТЭД) на бот, вмещающий 12 пассажиров и приводимый в движение 10 гребцами, он, для уменьшения габаритов и массы такого ТЭД, неподвижные и вращающиеся электромагниты в нем расположил в одной плоскости вращения (изобретательский прием — переход в другое измерение). Для повышения силы тяги бота Якоби пошел по пути объединения 40 ЭД на двух валах, по 20 ЭД на каждом. Гальваническая батарея состояла из 320 элементов. Отдельный ЭД (рис. 7.11) состоял из обмоток электромагнитов, соединенных последовательно с помощью клемм 1,2,3, четырех подвижных 4 и четырех неподвижных 5 разнополярных электромагнитов. Изменение полярности подвижных электромагнитов производилось коммутатором 6. Напряжение к клеммам подводилось от гальванических элементов.
|
|
Рис. 7.11. Усовершенствованный двигатель Б.С. Якоби |
Работы Якоби имели огромное значение. Это было первое практическое применение ЭД, да ещё и в качестве ТЭД. Об испытаниях на Неве «электрического» бота в 1839 г. одна из петербургских газет писала: «...катер с двенадцатью человеками, движимый электромеханической силой (в 3/4 лошади), ходил несколько часов нротиву течения, при сильном противном ветре... что бы ни было впоследствии, важный шаг уже сделан, и России принадлежит слава первого применения теории к практике».
Якоби пошел по пути механического соединения элементарных машин, что типично для середины XIX в. Он применил упомянутый ранее изобретательский прием: объединение однородных элементов для усиления эффекта. Работы Якоби ещё раз подтвердили недостаточную мощность питающих ЭД гальванических элементов и поставили на повестку дня задачу создания более экономичного ЭГ.
7. В 1832 г. братья Пиксии на основе работ М. Фарадея разработали электромеханический генератор (рис. 7.12).
Рис. 7.12. Генератор братьев Пиксии |
Вращающийся постоянный магнит 1 наводил в неподвижных катушках 2 переменный ток, который выпрямлял- с я через коммутатор 3. Желание повысить мощность генераторов привело к увеличению в конструкции генераторов числа постоянных магнитов. Наиболее широкое применение нашли генераторы постоянного тока французской фирмы «Альянс», выпускавшиеся серийно с 1856 г. Они имели 40- 50 постоянных магнитов, расположенных в ряд и соединенных последовательно и параллельно несколькими десятками катушек. Эти машины развивали мощность около 6-10 л.с. и весили 4 т. Всего в течение 1857-1865 годов было выпущено около 100 таких машин. Привод их осуществлялся паровыми двигателями. Использовались они на морских маяках для питания дуговых ламп с регуляторами.
|
|
Эксплуатация генераторов «Альянс» наглядно показала присущие магнитоэлектрическим, то есть использующим постоянные магниты, машинам недостатки:
- быстрое размагничивание постоянных магнитов под действием реакции якоря и вибрации;
- быстрое разрушение изоляции многослойных обмоток из-за большого нагрева;
- большую массу и габариты при незначительной мощности;
- сравнительно большую их стоимость;
- резкую пульсацию тока по величине.
Эти недостатки привели к переходу в дальнейшем от использования постоянных магнитов к электромагнитам при конструировании генераторов. Впервые такая замена была предложена в 1851 г. В.И. Зинстеденом.
В1854 г. датский изобретатель С. Хиорт взял английский патент на машину с самовозбуждением, причем опасаясь, что остаточный магнетизм не обеспечит требуемой величины магнитного потока, Хиорт применил кроме электромагнитов и постоянные магниты. В 1856 г. венгерский физик Анвош Йедлик показал, что для самовозбуждения достаточно остаточного магнетизма. На идею самовозбуждения вначале не было обращено серьезного внимания, и лишь через 10 лет, в 1866 г., английские инженеры Кромвель и Семьюэл Варли, а в 1867 г. В. Сименс и английский физик Ч. Уитстон вновь вернулись к принципу самовозбуждения.
8. Кроме открытия принципа самовозбуждения, произошло ещё одно принципиальное для развития ЭМ событие - изобретение итальянским студентом, а затем профессором Пизанского университета Антонио Пачинотти (1841-1912) в 1860 г. ЭД с кольцевым якорем (рис. 7.13). Якорь 1, имевший форму стального кольца с зубцами 2 по внешнему периметру и латунными спицами 3 укреплялся на вертикальном валу. Зубцы значительно уменьшили магнитное сопротивление немагнитного зазора между якорем и наконечником электромагнита 4. Между зубцами якоря по кольцу наматывалась тороидальная обмотка 5, соединяемая с коллектором 6. Подвод тока к пластинам коллектора выполнялся при помощи роликов. Обмотка якоря и обмотка электромагнитов 7 включалась последовательно.
О
N
Рис. 7.13. Электродвигатель А. Пачинотти Достоинства ЭД А. Пачинотти:
- уменьшенные габариты по сравнению с предшествующими конструкциями;
- уменьшение числа витков обмотки возбуждения электромагнитов.
Важнейший шаг, сделанный А. Пачинотти, - замена яв- нополюсного якоря на компактный по размещению обмотки неявнополюсный кольцевой якорь. Однако ЭД А. Пачинотти не получил широкого распространения и на некоторое время был забыт.
9. Революционным событием в истории развития ЭМ, положившим начало промышленной электротехнике, явилось объединение принципа самовозбуждения с конструкцией кольцевого якоря А. Пачинотти. Это сделал французский изобретатель Зеноб Теофил Грамм (1826-1901), сотрудник фирмы «Альянс». Первый патент им был получен в 1870 г. на самовозбуждающийся ЭГ (рис. 7.14). На его станине 1 (рис. 7.14 а) укреплены электромагниты 2 с полюсными наконечниками 3. Якорь 4 с коллектором 5, приводившиеся во вращение через приводной шкив. На рис. 7.14, б дана схема соединения обмотки якоря с обмоткой возбуждения - стрелками указаны направления токов.
Сердечник якоря 1 - рис. 7.14, в - изготовлялся из пучка стальной проволоки для снижения потерь на вихревые токи. Секции обмотки 2 обматывались вокруг сердечника якоря и соединялись с коллектором 3.
10. К началу 70-х годов XIX века принцип обратимости ЭМ был уже известен. Согласно этому принципу любая ЭМ может работать как в режиме ЭГ, так и в режиме ЭД. ЭМ Па- чинотти-Грамма (рис. 7.14) применялась для обоих режимов работы. Благодаря своим улучшенным свойствам она получила широкое распространение, вытеснив другие их типы. При дальнейшем возрастании мощности ЭД и соответственно увеличении числа витков и сечения провода обмоток такие положительные свойства кольцевого якоря, как его простота, компактность и отсутствие необходимости закрепления внутренних проводников V витка (рис. 7.15, а) вступают в противоречие с возрастающей трудностью размещения внутренних проводников 1' в ограниченном пространстве под внутренним диаметром стального кольца 2 и с повышенным нагревом этих проводов, в связи с уменьшенной поверхностью их по сравнению с проводниками 1 витка, расположенными на внешнем диаметре кольца. Появилась идея размещения внутренних проводников Г также на внешнем диаметре кольца, но при условии сохранения направления силы, действующей на перенесенный проводник 1" в направлении силы, действующей на проводник Г (рис. 7.15, б).
Рис. 7.14. Электродвигатель Пачинотти-Грамма с кольцевой обмоткой |
Для этого проводник 1" было предложено располагать под магнитным полюсом другой полярности - S, приблизительно на полюсном делении т от проводника 1', а лобовые части 3 витка укладывались в два слоя (здесь использовался эвристический прием перехода в другое измерение).
Рис. 7.15. Кольцевой якорь: а) укладка обмотки на кольцевом якоре; б) схема перехода от кольцевого якоря к барабанному |
Рис. 7.16. Электрическая машина постоянного тока с барабанным якорем |
Якорь с такой укладкой изобрел немецкий изобретатель Фридрих Хефнер-Альтенек (1845-1904) в 1873 г. и назвал его барабанным. На рис. 7.16 показана ЭМ ПТ с барабанным якорем.
11. Увеличение числа проводников на наружном диаметре сердечника (кольца) барабанного якоря привело к увеличению магнитного сопротивления немагнитного зазора между сердечником якоря и наконечником главного полюса (электромагнита), что вызвало рост требуемого числа витков на главном полюсе для проведения необходимого магнитного потока. Обострилось техническое противоречие, заключающееся в том, что для размещения нужного числа проводников зазор должен быть большим, но большой зазор приводит к росту магнитного сопротивления и числа витков главного полюса. Такие противоречивые требования были удовлетворены в 1878 г. возвратом к зубчатому строению теперь уже не кольцевого, как у Пачинотти, а барабанного якоря.
12. Выполнение зубчатого барабанного якоря с повышенными магнитными индукциями в зубцах привело к росту потерь в стали зубцов от вихревых токов и гистерезиса. Обострилось техническое противоречие между требованием улучшения магнитной проводимости за счет применения стальных сердечников, а с другой стороны, появлением потерь энергии в них (нежелательный эффект). Это противоречие было разрешено Томасом Альва Эдисоном (1842-1931), предложившим в 1880 г. сердечник якоря выполнять шихтованным, то есть набранным из тонких стальных листов толщиной 0,2-0,8 мм, изолированных друг от друга бумагой, препятствующей замыканию вихревых токов в стали.
13. В1880 г. американский изобретатель Хайрем Максим предложил внутренние каналы в сердечнике магнитопрово- да для вентиляции.
14. В 1882 г. для устранения перегиба барабанной обмотки, возникающего при переходе от однослойной укладки на сердечнике якоря к двухслойной в лобовой части 3 (рис. 7.15, б), Э. Венстон предложил выполнять и на сердечнике якоря укладку обмотки в два слоя.
15. Рост мощности ЭМ при одновременном уменьшении магнитного сопротивления немагнитного зазора привел к необходимости повышения точности ее изготовления для снижения токовой и магнитной асимметрии под разными полюсами. Но даже при повышении точности изготовления не удавалось избавиться от уравнительных токов, протекающих от точек с большим потенциалом к точкам с меньшим потенциалом. Уравнительные токи дополнительно нагружают обмотку и щетки, увеличивают вредное искрение под
щетками, дополнительно нагревают обмотку и приводят к снижению КПД ЭМ.
Для выравнивания потенциалов в ветвях обмотки якоря, лежащих под разными полюсами одной полярности, в 1883 г. Мордеем предложены уравнительные соединения, электрически соединяющие равнопотенциальные точки обмотки.
16. Выполнение сердечника якоря зубчатым усилило противоречивые требования к немагнитному зазору - между необходимостью увеличения его магнитного сопротивления для магнитного потока якоря и одновременно уменьшения его магнитного сопротивления для потока возбуждения электромагнитов. Ослабление потока якоря необходимо для уменьшения искажения магнитного поля возбуждения в зазоре машины и соответственно уменьшения искажения распределения напряжения по диаметру коллектора, приводящего зачастую к недопустимым значениям напряжения между пластинами коллектора (рис. 7.17, а) и перебросам электрической дуги по коллектору, вызывающим оплавление его пластин, подгар токоснимающих щеток и другие механические повреждения.
а) б)
дения главных полюсов Фв и реакции якоря Фа и распределение магнитной индукции В в зазоре при: а) отсутствии компенсационной обмотки; б) наличии компенсационной обмотки 269 |
На рис. 7.17, а показаны пути замыкания потока главных полюсов возбуждения Фв и потока якоря Фа. Даны направления тока в обмотке возбуждения 1, охватывающей стальной сердечник 2, ив обмотке якоря 3, расположенной на сердечнике 4. Показано распределение магнитной индукции В в зазоре, создаваемое обмоткой возбуждения ОВ, обмоткой якоря ОЯ и суммарное распределение индукции от обеих обмоток ХО.
Как видим, из-за действия потока якоря распределение индукции в зазоре значительно искажено (распределение неравномерно), для устранения этого, по принципу - клин вышибается клином, т.е. способом компенсации - в 1884 г. Менгесом предложена компенсационная обмотка КО, устанавливаемая в наконечнике полюса (см. 5 рис. 7.17, б) и позволяющая почти полностью устранить действие поля якоря на магнитный поток возбуждения, то есть устранить так называемую реакцию якоря. Явление реакции якоря было открыто российским ученым Э.Х. Ленцем в 1847 г.
17. Повышение частоты вращения и тока якоря привело к росту реактивной ЭДС, возникающей в коммутирующих секциях, расположенных в зоне коммутации при переходе их из одной параллельной ветви в другую. Этот рост приводил к повышенному искрению под токоснимающими электрощетками и повреждению коллектора и щеток. То есть обострилось техническое противоречие: для повышения мощности машины необходимо повышать ток и частоту вращения его, что приводит к росту реактивной ЭДС и нежелательному искрению под щетками. Для уменьшения остроты этого противоречия в 1885 г. Метер предложил устанавливать по нейтрали меясду главными полюсами возбуждения добавочные полюса (электромагниты), создающие коммутирующую ЭДС, равную и противоположно-направленную реактивной ЭДС, то есть вновь применен изобретательский прием: клин вышибается клином.
Изобретение Метера значительно снизило коммутационную напряженность ЭМ. Таким образом к концу XIX в. ЭМ постоянного тока практически приобрела современный вид. На рис. 7.18. приведен современный коллекторный ТЭД электровоза. Из рассмотренного краткого анализа эволюции коллекторной ЭМ ПТ вытекает, что ее развитие и совершенствование в значительной мере протекало на основе научных открытий в области электротехники, причем пионерское изобретение ЭМ М. Фарадеем одновременно явилось и открытием возможности преобразования электрической энергии в механическую. Научное и изобретательское творчество в этом случае взаимно дополняли друг друга. Обострение тех или иных технических противоречий в процессе развития и совершенствования ЭМ служило стимулом для научных исследований и поиска новых ТР.
Машины постоянного тока непрерывно совершенствуются уже в течение более чем 100 лет. Конструкция машин достигла своего совершенства. Дальнейшее их развитие, в первую очередь возможно на базе применения новых более качественных материалов. В первую очередь, это относится к изоляционным, а затем также к магнитным и конструкционным материалам. Такое положение заставляет искать другие пути, позволяющие получить регулировочные свойства, близкие к машинам постоянного тока, на других типах электрических машин, но с более простой конструкцией, например на машинах асинхронных.
Асинхронные двигатели, с частотным регулированием питающего тока с помощью преобразователей, имеют близкие к машинам постоянного тока регулировочные свойства, но уступают им по стоимости.