В качестве первичного источника деятельности личности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру: 1) потребности витальные (жизнеподдерживающие: в дыхании, питье, пище, тепле и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (стремление получить признание и оценку в группе, быть любимым, понимать другого, как себя); 4) престижные потребности (влияние на других); 5) духовные потребности (саморазвитие, самосовершенствование).
Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. Интересы, преломляясь через ценностные ориентации, приводят к формированию мотивов деятельность личности. Механизм мотивации реализуется в конкретной деятельности личности, смыслом которой является достижение определенной цели.
Кроме внутренних побудителей деятельности (мотивов) личности, существуют и внешние побудители - стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.
Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности - ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях. Согласно концепции известного российского социолога В.А. Ядова, диспозиции делятся на высшие, средние и низшие. Диспозиции высшего уровня включают наиболее важные жизненные и ценностные ориентации личности, определяющие общую направленность ее деятельности. Диспозиции среднего уровня — это установки на социальные объекты и ситуации. К диспозициям нижнего уровня относятся ситуативные установки, определяющие поведете Личности в конкретных, непосредственно данных условиях