Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Человек, индивид, индивидуальность, личность




В повседневном и научном языке очень часто встречаются тер­мины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Инди­вид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно опреде­лить как совокупность черт, отличающих одного индивида от друго­го, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохими­ческом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания непри­родной («надприродной», социальной) сущности человека и индиви­да, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенно­стью в общественные отношения и проявляющееся в совместной дея­тельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он

всего лишь индивид. Личность развивается из биологического орга­низма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значитель­но влияющих на процесс формирования личностных черт.

Факторы, влияющие на формирование личности

Для анализа возникновения и развития личностных черт рас­смотрим факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

I) Биологическая наследственность не может полностью соз­дать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не переда­ются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он. во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, бла­годаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уни­кальное создание.

2) Физическое окружение. Некоторые исследователи (Аристо­тель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различия­ми в климатических, географических особенностях и природных ре­сурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной лич­ности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.




3) Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказа­ния и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особен­ные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного обще­ства, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформиро­вавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные чер­ты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4.Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от фи­зического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ре­бенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапли­вать социальный опыт, ребенок формирует образы различных лично­стей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формиро­вание человека как личности - это построение собственного Я на ос­нове постоянного сопоставления себя с другими личностями.



Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого про­цесса.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кулипредложил теорию «зеркального Я».

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так воспри­ятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает об­раз социального Я. В соответствии с учением Ч. Кули личность раз­вивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избира­тельной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и со­циальный психолог Джордж Мидразработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени до­полняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный дру­гой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценива­ет свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

4) Уникальный индивидуальный опыт. Даже близнецы с одина­ковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый лич­ностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значе­ние он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих ро­дителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.

Социализация личности

Представляет собой процесс формирования личности в опреде­ленных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в соб­ственные ценности и ориентации.

По своему содержанию социализация - это двусторонний про­цесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой из­вестных в педагогике и в педагогической психологии понятий «обу­чение» и «воспитание». Выделяют следующие стадии социализации'.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт не­критически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить се­бя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са­моопределения - «мир и я» - характеризуется как промежуточная со­циализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характе­ре подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как ус­тойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благопо­лучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Ес­ли же они не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

* изменение себя («стать как все»);

* конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда чело­век не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводст­во социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения назы­вается десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых на­зывается ресоциализацией.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком сво­его собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и само­уважения. Идентичность - это ощущение существования уникаль­ной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от дру­гих групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение - осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивиду­альная шкала ценностей в значительной мере совпадает с обществен­ной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каж­дом из этих уровней действуют различные агенты и институты социа­лизации.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреж­дения, которые влияют на процесс социализации и направляют его

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социали­зации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших со­циальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администра­ции школы, армии, государства и т.д.





Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 269; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 9351 - | 6641 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.