Человек, индивид, индивидуальность, личность

В повседневном и научном языке очень часто встречаются тер­мины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Инди­вид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно опреде­лить как совокупность черт, отличающих одного индивида от друго­го, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохими­ческом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания непри­родной («надприродной», социальной) сущности человека и индиви­да, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенно­стью в общественные отношения и проявляющееся в совместной дея­тельности и общении;

2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он

всего лишь индивид. Личность развивается из биологического орга­низма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден­ных способностей, темперамента и предрасположенности, значитель­но влияющих на процесс формирования личностных черт.

Факторы, влияющие на формирование личности

Для анализа возникновения и развития личностных черт рас­смотрим факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

I) Биологическая наследственность не может полностью соз­дать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не переда­ются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он. во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, бла­годаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уни­кальное создание.

2) Физическое окружение. Некоторые исследователи (Аристо­тель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различия­ми в климатических, географических особенностях и природных ре­сурсах.

Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной лич­ности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

3) Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зави­сит от того, на какой ступени развития находится то или иное обще­ство. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказа­ния и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особен­ные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного обще­ства, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформиро­вавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные чер­ты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.

4.Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от фи­зического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ре­бенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапли­вать социальный опыт, ребенок формирует образы различных лично­стей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формиро­вание человека как личности - это построение собственного Я на ос­нове постоянного сопоставления себя с другими личностями.

Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого про­цесса.

Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули предложил теорию «зеркального Я».

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так воспри­ятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает об­раз социального Я. В соответствии с учением Ч. Кули личность раз­вивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избира­тельной ролью.

Профессор Чикагского университета, философ, социолог и со­циальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объ­ясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени до­полняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный дру­гой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы инди­видуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценива­ет свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».

4) Уникальный индивидуальный опыт. Даже близнецы с одина­ковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый лич­ностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значе­ние он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих ро­дителей, близких, знакомых.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказы­вают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.

Социализация личности

Представляет собой процесс формирования личности в опреде­ленных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в соб­ственные ценности и ориентации.

По своему содержанию социализация - это двусторонний про­цесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.

Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой из­вестных в педагогике и в педагогической психологии понятий «обу­чение» и «воспитание». Выделяют следующие стадии социализации'.

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт не­критически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить се­бя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, са­моопределения - «мир и я» - характеризуется как промежуточная со­циализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характе­ре подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как ус­тойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устой­чивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благопо­лучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Ес­ли же они не принимаются, возможны следующие исходы:

сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

* изменение себя («стать как все»);

* конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зре­лости человека, весь период его трудовой деятельности, когда чело­век не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводст­во социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.

Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения назы­вается десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых на­зывается ресоциализацией.

Степень социализации, отражающая ощущение человеком сво­его собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и само­уважения. Идентичность - это ощущение существования уникаль­ной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от дру­гих групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение - осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивиду­альная шкала ценностей в значительной мере совпадает с обществен­ной.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каж­дом из этих уровней действуют различные агенты и институты социа­лизации.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреж­дения, которые влияют на процесс социализации и направляют его

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социали­зации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших со­циальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администра­ции школы, армии, государства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: