В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он
всего лишь индивид. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.
Факторы, влияющие на формирование личности
Для анализа возникновения и развития личностных черт рассмотрим факторы, оказывающие влияние на формирование личности:
I) Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он. во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание.
2) Физическое окружение. Некоторые исследователи (Аристотель, Гиппократ, Г.В.Плеханов, Л.Н.Гумилев) считали, что групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климатических, географических особенностях и природных ресурсах.
Однако, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.
3) Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт приме нения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнении с личностью, воспитанной в христианской стране.
4.Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного Я. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности - это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.
Рассмотрим наиболее известные научные объяснения этого процесса.
Известный американский психолог и социолог Чарльз Кули предложил теорию «зеркального Я».
Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. В соответствии с учением Ч. Кули личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью.
Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Джордж Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. "Обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого».
4) Уникальный индивидуальный опыт. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.
Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологический фактор, физическое окружение и культура, но главными, по мнению социологов, все-таки являются групповой и уникальный индивидуальный опыт.
Социализация личности
Представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации.
По своему содержанию социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.
Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий «обучение» и «воспитание». Выделяют следующие стадии социализации'.
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения - «мир и я» - характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если же они не принимаются, возможны следующие исходы:
сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
* изменение себя («стать как все»);
* конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии особое название.
Отучение от старых ценностей, норм, правил поведения называется десоциализацией. Следующий за ним этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Степень социализации, отражающая ощущение человеком своего собственного «Я», фиксируется понятиями идентичности и самоуважения. Идентичность - это ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Самоуважение - осознание себя в качестве личности, человека, у которого индивидуальная шкала ценностей в значительной мере совпадает с общественной.
В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.
Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его
Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.