Лекция 3. Методика и техника социологического исследования

Социологические исследования, их виды и классификация

Метод в социологии - это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Совокупность специальных приемов, повышающих эффективность использования метода, называется техникой. Упорядо­ченная и взаимосвязанная совокупность приемов, реализующая тот или иной метод, называется методикой. Процедурой называют после­довательность операций, общую систему действий и способов органи­зации исследования.

Социологическое исследование (СИ) — это система логически по­следовательных методологических, методических и организационно­технических процедур, связанных единой целью - получить объ­ективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего практического использования.

Из определения следует, что СИ состоит из трех уровней: мето­дологического, методического и процедурного.

Под методологическим уровнем следует понимать основанную на определенной позиции автора теоретическую точку зрения иссле­дователя, являющуюся основой объяснения социальных проблем, предмета и результатов исследования.

Методический уровень выражается в теории измерения соци­альных явлений и процессов и основанных на ней методах сбора и обработки первичной информации.

Процедурный уровень характеризует непосредственную органи­зацию проведения самого исследования.

Один из главных мотивов обращения к СИ - потребность полу­чения информации о той или иной социологической проблеме, тре­бующей решения. Проблема - это всегда противоречие между зна­ниями о потребностях людей в каких-то результативных прак­тических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Исходя из полученного заказа на изучение проблемной ситуа­ции, социолог должен определить именно такой вид СИ, который по своим характеристикам мог бы обеспечить в нужном объеме и нуж­ное время получение необходимой информации для решения постав­ленных задач. Исходя из целей, глубины и специфики требуемого анализа предмета исследования и различаются виды СИ.

I. Классификация по цели:

- теоретические СИ ориентированы в основном на разработку теорий, выявление социальных тенденций развития системы, анализ общих противоречий;

- эмпирические СИ касаются изучения конкретных социальных проблем, часто связанных с решением практических задач, регулиро­ванием межгрупповых и внутригрупповых отношений и социальных процессов.

II. Классификация по задачам:

- разведывательное исследование (его иногда называют пило­тажным, или зондажным) - наиболее простой вид СИ, преследующий цель получить оперативную социологическую информацию. В нем используют сжатый по объему инструмент, а изучению подвергается небольшая группа респондентов. Респодент - лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или наблюдения конкретного социального явления. Разведывательное ис­следование может использоваться в качестве предварительного этапа глубоких и масштабных СИ либо для сбора начальных сведений об объекте исследования для общей ориентации. В этом случае можно говорить о такой разновидности разведывательного исследования, как экспресс-опрос, цель которого — выявить отношение людей к актуаль­ным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных ме­роприятий;

—описательное исследование преследует цель получения сведе­ний целостного характера об изучаемом явлении. Результатом описа­тельного исследования оказывается общая картина состояния его объекта. Здесь ставится задача целостного восприятия проблемы, но без очень глубокого проникновения в существо дела;

— в ходе проведения аналитического исследования требуется выявить причины, противоречия, характер и способы разрешения проблем. Устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, определяются факторы, влияющие на него изнутри и извне. Это самый сложный и глубокий вид СИ. Разновидность аналитиче­ского исследования - эксперимент, наиболее сложный вид СИ. В со­циологии эксперимент служит не столько методом сбора информа­ции, сколько проверкой выдвинутой гипотезы непосредственно на практике.

III. Классификация по частоте проведения:

— разовое исследование дает возможность получить знания о со­циальных явлениях и процессах на текущий момент;

— повторные исследования исследуют явления, проблемы в ди­намике, изменении, развитии. Различают: а) панельные повторные исследования, изучающие одну и ту же социальную проблему с опре­деленным интервалом времени по единой программе и методике; б) лонгитюдные повторные исследования, т.е. повторное изучение од­ной и той же совокупности людей в течение ряда лет по единым или близким проблемам.

IV. Классификация по масштабности: международные; общенагцюнальные; региональные; отраслевые; локальные и другие ви­ды СИ.

Наряду с основными критериями различия видов СИ (по глуби­не, степени сложности эмпирического анализа и т.д.) могут использо­ваться и другие критерии, например, особенности метода сбора ин­формации, формы и характера проведения СИ. Так, в зависимости от применяемого метода сбора эмпирических данных различают три ви­да СИ: опрос, наблюдение, анализ документов.

Из этого не следует, что социолог волен свободно выбирать лю­бой вид СИ. Предопределенность такого выбора обусловлена как ми­нимум двумя обстоятельствами: цель, практическая либо научная це­лесообразность исследования, а также сущность и особенности того явле­ния, которое предстоит изучить.

В классическом (полном) эмпирическом СИ можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследова­ния); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) за­вершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Подготовительный этап СИ

Выбрав вид СИ, переходят к его непосредственной подготовке, т.е. к разработке программы, рабочего плана и вспомогательных до­кументов исследования.

Программа СИ - теоретико-методологический документ, даю­щий теоретическое обоснование методологическим подходам, мето­дики и техники изучения объекта и предмета анализа. Иначе говоря, программа включает теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социологи­ческого явления или процесса.

Методологическая часть программы включает в себя формули­ровку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования; методическая часть определение обследуемой совокупности, характеристику используе­мых методов сбора первичной информации, логические схемы ее об­работки на ЭВМ.

Рассмотрим наиболее значимые из указанных элементов.

I. Методологическая часть программы

Разработка программы начинается с формулировки и обоснова­ния проблемы, суть которой составляет реальное жизненное противо­речие как частного, так и общего характера. Здесь важно знать, что уже известно о ней и что пока неизвестно. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид СИ - разведывательное, описа­тельное или аналитическое. Далее определяются цель СИ и его зада­чи. Цель - это общая направленность исследования, проект действия и его результат. Она может иметь как теоретический, так и практиче­ский, прикладной характер. Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения, они направлены на анализ и решение проб­лем. Задачи могут быть основными и неосновными. Характер задач зависит от содержания цели.

Важной составляющей является разработка гипотезы, т.е. пред­положения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено или опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы - сложный познавательный акт, требующий подготовки и основываю­щийся на предшествующем познании предмета исследования. Даль­нейшие этапы СИ непосредственно зависят от выдвинутых гипотез. Разработка гипотез - своеобразное формирование логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.

Это часть программы включает также разработку понятийных и эмпирических индикаторов (показателей). Все понятия (определе­ния), с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, дают нам возможность ориентироваться в социальной реальности. Для соответ­ствующего, адекватного определения понятий проводится их логиче­ский и операциональный анализ - процедура их интерпретации, смысл которой - четко указать, что понимается в исследовании под терми­нами или понятиями.

Социальные показатели (индикаторы) социального факта – это эмпирически измеряемые характеристики поведения людей, групп; вербальных действий; взаимосвязей и взаимоотношений. Для этого используют наиболее «чувствительные», «работающие» показатели, отражающие различные социально-психические характеристики объ­екта. Показатели могут быть: объективными (например, уровень об­разования), субъективными (степень удовлетворенности и т.д.). По­следовательность их расположения образует шкалу измерения:

- номинальную, где показатели - объективные признаки и ха­рактеристики (пол, возраст, образование и др.);

- ранговую (порядковую), где показатели располагаются по зна­чимости, предпочтительности вариантов ответа с точки зрения опра­шиваемого субъекта («холодно», «тепло», «горячо»);

- интервальную, где объективные признаки распределяются по общепринятым искусственным эталонам (температура, расстояние и пр.).

В результате указанных операций социолог формирует ряд за­дач по подготовке конкретных методик и методов сбора и обработки данных - инструментария. Этому посвящена следующая часть про­граммы СИ.

II. Методическая часть программы

В методической части важное место отводится определению выборки (выборочной совокупности).

Вся общность (объект), на которую распространяется исследо­вание, носит название генеральная совокупность. Но поскольку обычно исследования носят не сплошной характер, то явления изу­чают по анализу выборки - определенного количества людей, ото­бранных по специальным параметрам. При этом система выборки должна точно отражать необходимые для изучения качества гене­ральной совокупности. В этом случае микромодель генеральной со­вокупности называют выборочной совокупностью (выборкой). Ос­новные методы выборки:

- метод серийной выборки - генеральная совокупность разбива­ется на определенные части (серии) и из каждой части пропорцио­нально отбираются единицы для измерения (например, по 20% от

групп студентов различных институтов);

- метод механической выборки - из генеральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое количество респон­дентов (например, каждый 10-й);

- метод гнездовой выборки - выбор для изучения определенной характерной группы из всей генеральной совокупности;

- метод основного массива- опрос 60-70% всей генеральной совокупности;

- метод квотной выборки- отбор определенного количества респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возра­сту, доходу и др.).

Репрезентативным (достоверным) считается исследование, при котором отклонение по контрольным признакам в выборочной сово­купности от генеральной совокупности не превышает 5%. Существу­ют расчеты репрезентативности выборок в зависимости от объема ге­неральной совокупности. Так, при пилотажном опросе небольшой ге­неральной совокупности (например, в рамках института численно­стью 100-200 человек) репрезентативным будет сплошное анкетиро­вание. В масштабах же университета достаточно будет опросить 25% от общего числа студентов.

Методы сбора социологической информации

Наблюдение в социологии — это метод сбора первичных данных посредством восприятия и регистрации событий, поведения людей и групп, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Как правило, метод наблюдения в СИ применяет­ся в сочетании с другими методами сбора информации. Классифика­ция метода наблюдения приведена на рис. 1.

Контролируемое наблюдение - это наблюдение, в котором эле­менты изучаемой ситуации заранее определены, и именно они явля­ются объектом внимания наблюдателя.

Неконтролируемое наблюдение - это наблюдение, в котором элементы, подлежащие изучению, заранее не определены, и наблю­датель определяет и фиксирует их в ходе наблюдения.

 

 

 

Рис. 1. Основания для классификации наблюдения

Невключенным называется такое наблюдение, при котором ис­следователь находится вне изучаемого объекта.

При включенном наблюдении исследователь в той или иной сте­пени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми. Если такое наблюдение проводится с со­гласия наблюдаемых, то оно носит название открытого; если участ­никам группы неизвестно, что за их поведением и поступками наблю­дают, - это скрытое наблюдение.

Различие между полевым и лабораторным наблюдением заклю­чается в том, что в первом случае наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации, а во втором - в искусственно созданных и кон­тролируемых условиях.

Систематическое наблюдение проводится с определенной пе­риодичностью, случайное — проводится случайно.

В практике СИ особое место занимает анализ документальных источников, в которых хранится разнообразная информация.

Документ- это любая информация, зафиксированная в печат­ном, рукописном виде, на магнитофонной или фотопленке. Класси­фикация документов приведена на рис.2

Виды документов:

По форме фиксации материала

Письменные (все виды печат­ной и рукопис­ной продукции), иконографиче­ские (видео-, кино-, фотодо­кументы)

Авторство

Официальные (правительствен­ные, государст­венные, личного происхождения) неофициальные

По мотивации

спровоцированные (сочинения, от­клики, объявле­ния) неспровоцирован­ные (личная пере­писка, дневники)

По содержанию

правовые, статистиче­ские, историче­ские и др

Рис. 2. Основания для классификации документов

Социолог в своей работе чаще всего имеет дело с письменными документами, представленными либо в статистической форме (от­четные документы), либо в виде статей, очерков, заметок в СМИ. Эти и другие документы можно изучать двумя способами:

- традиционным (неформализованным);

- формализованным (контент-анализ, в пер. с англ. - анализ содержа­ния).

Традиционный анализ документов в отличие от простого озна­комления с ними или прочтения для приобретения нового знания - это именно метод исследования, которое, как всякое научное иссле­дование, предполагает выдвижение рабочих гипотез, тщательное изу­чение анализируемого материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Этот анализ стремится, как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный. Огромную роль здесь играют опыт исследователя, глубина его знаний по предмету и интуиция.

Как самостоятельный метод особое значение он приобретает при изучении уникальных документов; их число невелико, поэтому нет необходимости в количественной обработке информации. В связи с этим суть традиционного анализа — углубленное логическое иссле­дование содержания документов. Этот вид анализа зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучения документов.

Потребность в социологическом изучении и обобщении боль­шого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода качественно-количественного изучения доку­ментов, контент-анализа. Применение контент-анализа целесообраз­но:

- когда требуется высокая степень точности или объективности ана­лиза;

- при наличии обширного по объему и несистематизированного мате­риала, когда использование традиционного метода затруднено;

- при работе с ответами на открытые вопросы анкет или интервью;

- когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемой информации, его специфические характеристики.

Основные направления применения контент-анализа: выявление и оценка характеристик текста как индикаторов определенных сторон изучаемого объекта; выявление причин, породивших сообщение; оценка эффекта воздействия сообщения.

В качестве смысловой единицы выступает социальная идея, со­циально значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается словом, сочетанием слов, описанием. Цель анализа - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в докумен­те темы, значимой для изыскателя, и раскрывающие содержание тек­стовой информации. Читая статью, кодировщик раскладывает ее со­держание по признакам, представленным в бланке, определяет града­ции и их коды. Бланки кодировки обрабатываются на ЭВМ, что об­легчает работу социолога и расширяет возможности для анализа ин­формации.

Социологический опрос — это письменное или устное, непосред­ственное или опосредованное обращение к респонденту с вопросами, ответы на которые раскрывают изучаемую проблему. Исследователь прибегает к методу опроса в тех случаях, когда источником необхо­димой информации могут быть непосредственные участники изучае­мых явлений и процессов. С помощью опросов получают сведения как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках опрашиваемых.

При изучении потребностей, интересов, мнений, ценностных ориентации людей опрос может быть единственным источником ин­формации. Иногда информация, полученная этим методом, дополня­ется другими источниками (например, если изучается состояние тру­довой дисциплины, то можно использовать не только социологиче­ский опрос, но и документы, наблюдение). Информация, высказанная респондентом, зачастую ярче и богаче, чем та, которую можно полу­чить другими методами.

Виды социологического опроса: письменный (анкетный опрос); устный (интервью); заочный (почтовые, телефонные, с помощью прессы); очный; экспертный; массовый. Очень эффективным при изу­чении малых групп является метод социометрии.

Анкетный опрос— один из основных видов социологического опроса, сущность которого заключается в том, что опрашиваемые, яв­ляющиеся носителями информации, отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов.

Взаимодействие между исследователем и респондентом осу­ществляется посредством анкеты. Особенностью анкетного опроса является то, что исследователь не может лично влиять на ход опроса. Опрос проводят, как правило, анкетеры, т.е. подготовленные специа­листы, прошедшие инструктаж у разработчиков проекта.

Недостатком анкетного опроса является то, что он не гарантиру­ет полного возврата всех анкет. Центральная проблема анкетного оп­роса - формулирование вопросов, на которые будут отвечать респон­денты. Основным критерием для выбора тем вопросов, их содержания и структуры являются результаты операционального определения ос­новных понятий исследования и их операционализация.

Вопросы анкеты классифицируются в зависимости от:

- содержания: вопросы о фактах; вопросы о знаниях, информи­рованности; вопросы о поведении; вопросы об установках;

- формализованности вариантов ответов: открытые (без зара­нее сформулированных ответов); полузакрытые (наряду с вариантами ответов оставляется место для свободных ответов); закрытые (с зара­нее сформулированными вариантами ответов);

- выполняемых функций: содержательно-функциональные, слу­жащие непосредственно для сбора информации по теме опроса; во­просы-фильтры, позволяющие «отсеять» от следующего функцио­нального вопроса тех респондентов, которым этот вопрос не предна­значается; контрольные, предназначенные для контроля искренности респондента; функционально-психологические, служащие для уста­новления социально-психологического контакта с респондентом.

Для правильного построения вопросов важно соблюдать следу­ющие основные требования: вопрос должен строго соответствовать тому индикатору или операционному понятию, которое он описывает и измеряет; однозначно трактоваться респондентом; соответствовать культурному и образовательному уровню респондента; быть сформу­лирован нейтрально; не должен заключать в себе несколько вопросов; должен подчиняться требованиям «случайной величины», т.е. вариан­ты ответа на него должны быть равнозначными и составлять полную группу событий; сформулирован лексически и грамматически кор­ректно; текст вопроса не должен превышать 10-12 слов.

Интервью- это беседа, проводимая по заранее намеченной теме, которая раскрыта в специально подготовленном опроснике.

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужден­ную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако это не совсем так. Интервьюер выступает в роли исследователя, который не только задает вопросы, но и направляет разговор, делая это незамет­но.

Главное отличие между анкетным опросом и интервью — форма контакта исследователя и опрашиваемого: при анкетировании оно осуществляется при помощи анкеты, а при интервью — путем беседы интервьюера и респондента. В этом преимущество интервью: если опрашиваемый затрудняется с ответом, то интервьюер может прийти ему на помощь.

Различают интервью по месту проведения (на рабочем месте; в непринужденной обстановке), по процедуре проведения (индиви­дуальные; групповые; одноактные; многократные).

Метод социометрии, используется при изучении малых групп и позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе определить его неформальную структуру, неофициальные микро­группы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть - сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанных чле­нами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуального выбора проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его члена­ми.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-то в опре­деленном виде деятельности: совместно выполнять ответственное за­дание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружес­кая предрасположенность) и т.д. Выбираемые критерии должны: быть значимыми для коллектива (заинтриговать всех респондентов); пре­доставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

- четко обозначают границы групп:

- каждому опрашиваемому выдают список групп, в котором от­дельному ее члену присвоен определенный номер и предлагают сде­лать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

- респонденты установленными значками отмечают против фа­милий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

- на основе матрицы строится социограмма - графическое изо­бражение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллек­тиве; лидеров коллектива; микрогруппы.

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т.д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки ка­кого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект - носитель проблемы и, соответственно, использовать - его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, яв­ления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о пред­мете или объекте исследования. Простейшими критериями отбора экспертов являются род занятий и стаж работы. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт обществен­но-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов - их компетентность. Для ее определения примени­мы с той или иной степенью точности два метода: самооценка экс­пертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результа­ты опросов - экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в СИ: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почто­вый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза - обмен мнениями, предполагающий еди­новременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Затем составляется организационный план исследования, в кото­ром в строгой хронологической последовательности расписывается что, кому и когда делать: размножать анкеты, договориться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организа­циями, учреждениями, заключить соглашения с центрами машинной обработки данных, определить срок окончания этапов исследования и подготовки отчета и т.д.

Обработка, анализ и использование результатов СИ

Заключительный этап эмпирического СИ предполагает обработ­ку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обосно­ванных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обработки данных включает в себя поочередно следующие действия.

1. Редактирование информации, основное назначение которого проверка, унификация и формализация той информации, которая была получена в ходе исследования. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке: проверка методи­ческого инструментария на точность, полноту и качество заполнения, выбраковка некачественно заполненных анкет. Если в опроснике от­сутствуют ответы респондента более чем на 20% вопросов, либо на 2 - 3 в социально-демографическом блоке, то такие опросники следует исключить из основного массива как некачественные и способные внести искажение в социологическую информацию. При контроле ан­кет целесообразно проверить их и на предмет наличия противоречи­вых ответов на вопросы. В сложных ситуациях, когда противоречие в ответах на два вопроса или более неразрешимо, часть вопросов либо все эти вопросы соответствующей анкеты исключаются из обработки на ЭВМ. В случае исключения из обработки 20% вопросов и более анкета подлежит выбраковке.

2. Затем информация кодируется, т. е. переводится на язык фор­мализованной обработки и анализа. Осуществляется создание пере­менных. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации, необходимо провести обратную процедуру, т. е. перевести данные в форму, которая отвечала бы на вопросы исследо­вания.

3. После выяснения картины ответов на все вопросы анкеты мож­но приступать к составлению таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Осуществляется статистический анализ. Это действие является ключевым в процессе анализа социо­логических данных. В ходе статистического анализа выявляются не­которые статистические закономерности и зависимости, которые по­зволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют различ­ные математические методы, позволяющие полно и всесторонне ана­лизировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, программы математико­статистической обработки.

Полученные с ЭВМ, сведенные в таблице или отображенные при помощи графиков и рисунков, результаты СИ представляют со­бой числовые величины, пригодные для выводов о характере и при­знаках изучаемого явления. Сама же процедура всестороннего и пра­вильного объяснения этих социологических данных называется со­циологами интерпретацией, т.е. превращением социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто числовые вели­чины (проценты, средняя арифметическая и т.д.), а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальны­ми замыслами исследователя (целью и задачами исследования), его знаниями, опытом. Каждый показатель, неся в себе определенную смысловую нагрузку, указывает на направленность последующих вы­водов и рекомендаций.

Далее дается сама оценка полученных данных, указываются ве­дущие тенденции в результатах, объясняются предположительные причины ответов. Полученные данные сопоставляются с гипотезами и устанавливается, какие гипотезы подтвердились, а какие не получи­ли подтверждения.

На заключительном этапе результаты исследования оформляют­ся документально - в виде отчетов, приложений к нему и ана­литической справки. Отчет включает в себя обоснование актуально­сти исследования и его характеристику, анализ эмпирического мате­риала, теоретические выводы и практические рекомендации. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реали­стичный характер, иметь необходимые обоснования в материалах ис­следования, подтверждаться документальными и статистическими данными.

В заключение отметим, что СИ являются одним из самых точ­ных инструментов измерения, анализа социальных явлений, хотя при всей значимости результатов их нельзя абсолютизировать. Наряду с другими методами познания СИ расширяют наши возможности по­знания общества, повышают эффективность практической деятельно­сти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: