double arrow

Лекция 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии

Первые в истории европейской мысли теории общества возник­ли в рамках античной философии.

Платон (428/427 — 348/347 г. до н.э.) в диалоге «Государство» считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь иде­альную общественную систему, сознательно построенную и управ­ляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разу­ма и целесообразности. Стабильным следует считать общество, поде­лённое на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих государст­во от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян. Принадлежность к классу обусловлена только происхожде­нием. Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделе­ние труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное раз­деление).

У Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) («Политика») опорой по­рядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него сущест­вуют ещё два сословия: богатая плутократия и лишённые собственно­сти бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, ко­гда бедняки не отстранены от участия в управлении; интересы бога­тых ограничены; а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Он считал, что частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, т.к. каждый занят своим делом. При коллективной собственно­сти все или большинство бедны или озлоблены. При частной - появ­ляются богатство и неравенство. Но только частная собственность да­ёт гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Чрез­мерное неравенство в собственности опасно для государства.

Никколо Макиавелли (1469 - 1527), итальянский философ, первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал свою теорию сильного государства, где в народе не развиты гражданские добродетели, акцент делается не на структу­ру общества, а на поведение политического лидера («Государь»). Ма­киавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон: действиями людей правит честолюбие и стрем­ление к власти. Для поддержания стабильности оправдана любая жес­токость.

Второй закон: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать её, надо быть жестоким.

Третий закон: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. На­градами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно произ­водить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс (1588 - 1679), английский философ, сделал сле­дующий шаг: он разработал теорию общественного договора, став­шую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил во­прос: «Как возможно общество?» - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобре­тают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во- вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед дру­гими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каж­дому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.

Джон Локк (1632-1704) - английский философ, в работе «Два трактата о правлении» рассматривал проблему природы человека, ус­ловия устойчивости либерального порядка и желаемое государствен­ное устройство. В отличие от Гоббса Локк обосновывал человеческую склонность к координации совместных действий. Все прежние поли­тические объединения, включая средневековые государства и абсо­лютные монархии, Локк именует «естественными государствами», поскольку они не гарантировали права человека на жизнь, свободу и частную собственность. Реакцией людей на данную ситуацию являет­ся общественный договор по поводу объединения в гражданское об­щество, в котором устанавливается государство нового типа, способ­ное гарантировать эти права. Общественным идеалом Локка было ин­тегрированное гражданское общество, порядок в котором поддержи­вается гражданским согласием и политической системой с разделени­ем властей.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) -французский философ, автор конфликтологический теории общества. Руссо рассматривал пробле­му природы человека, причины социальных конфликтов в ранних и в современных обществах и модель возможного общественного нера­венства людей. Руссо не принял взгляда Гоббса, что в естественном состоянии люди агрессивны, по двум причинам: 1) гармоничности родового человека и среды вследствие примитивности желаний и дос­таточности внешних ресурсов; 2) наличие конвенциональных поряд­ков, обычаев. Социальные конфликты между людьми возникают с по­явлением социального неравенства, которое в отличие от естествен­ного неравенства узаконено в виде привилегий. Конфликты актуали­зируют потребность в коренном изменении социального порядка по­средством нового общественного договора. Общественным идеалом Руссо полагал народный суверенитет и переход, через выражение об­щей воли, к гражданскому и имущественному равенству. Народ вы­ступает хранителем обычаев и обеспечивает возвращение к естест­венной свободе человека от привилегий.

Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Он выделял монархии, деспотии и республики, разделяя последние на демократические и аристократические в зависимости от того, в чьих руках - «всего народа или части его» - находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье в этой области исследования состояла в том, что он установил зависимость форм правления от природно- климатических и географических условий, от размера территории страны, численности ее населения, степени развитости торговли, де­нежного оборота, а также религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. Республика, согласно Монтескье, требует небольшой территории, ма­лочисленного населения и преобладания «чувства добродетели». Мо­нархия более вероятна в странах со средней величиной территории и численности населения, она предполагает существование чинов, пре­имуществ сословного неравенства, предпочтений, что порождает пре­обладание «чувства чести». Деспотическое правление возникает на обширных территориях с многочисленным населением, среди которого преобладает «чувство страха» перед властью и друг перед другом.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825), французский философ, был первым мыслителем, заявившим о необходимости синтезирова­ния социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. Он считал, что общество представляет собой живой и цело­стный организм, функционирующий по объективным законам, кото­рые необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точ­ным методам естественных наук. Эти идеи Сен-Симона в дальнейшем получили развитие в работах его ученика О. Конта, которого и приня­то считать основоположником социологии в ее современном понима­нии.

Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии

Социология возникает в конце 30-х - начале 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных от­ношений. Во времена решительных и быстрых перемен у людей воз­никает потребность в обобщающей теории, способной прогнозиро­вать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опе­реться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Решающее значение для становления социологии как науки имели научные открытия, которые были сделаны в 30-40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени, как вы помните, являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и создание Ч. Дарвином теории эволюции видов.

Задолго до этого в Европе закладывались основы эмпирической базы социологии и ее методов познания. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII-XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и матема­тика Лапласа «Философские очерки о вероятности» построена на ко­личественном описании динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Европе начали развиваться в начале XIX века под влиянием опреде­ленных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населения. Следствием этого была резкая социальная дифференци­ация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение пре­ступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ус­коренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, все­гда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общест­венных движений, выступающих за социальные реформы. Таким об­разом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были за­интересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время проис­ходило в Англии и Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание Шотландии» Джо- Сиклера, «Положение рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне» Чарльза Бута, «Очерки моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фреде­рика Ле Пле.

Большое значение для разработки методологии и методики эм­пирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и разви­тии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчи­танных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Основоположники социологии

Огюст Конт (1798-1857) - французский мыслитель, который считается основателем социологии, так как именно он ввёл в научный оборот сам термин «социология». Конт подчёркивал, что изучение общества должно быть научным, и настоятельно рекомендовал со­циологам использовать систематические наблюдения, эксперимент и и сравнительный исторический анализ в качестве базовых социологи­ческих методов. Он создал свою «иерархию наук» (табл. 1), в которой социологии отводилась роль «королевы».

Конт подразделял социологию на социальную статику и соци­альную динамику. Социальная статика изучает аспекты общественной жизни, связанные с порядком и стабильностью и позволяющие обще­ствам существовать и переживать социальные катаклизмы. Социаль­ная динамика занимается теми аспектами общественной жизни, кото­рые связаны с социальными изменениями и составляют базу для раз­вития социальных институтов. Социальная динамика использует ис­торический метод в изучении последовательных и необходимых эта­пов «интеллектуальной эволюции» человека и общества.

Таблица 1

Иерархия наук по О.Конту

Наука Метод
Абстрактные (математика) Логика
Конкретные (геометрия, механика) Наблюдение
Астрономия Наблюдение
Физика Наблюдение + эксперимент
Химия Наблюдение + эксперимент + классификация
Биология Наблюдение + эксперимент + классификация + сравнение
Социология Наблюдение + эксперимент + классификация

Согласно законам развития общества, по Конгу, имеют место три стадии политико-социальных форм организации: теологическая стадия — военное господство; метафизическая стадия - феодальное господство; позитивная стадия - промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому нера­венство между социальными группами связано с определённым уров­нем развития. Уровень развития общества определяется не матери­альными изменениями, а духовно-нравственными отношениями меж­ду людьми.

Герберт Спенсер (1820 — 1903), английский философ и социо­лог, разделял мнение Конта о социальной статике и социальной ди­намике.

Он придерживался мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Точно так же, как человеческое тело состоит из органов, на­пример почек, лёгких и сердца, общество состоит из различных соци­альных институтов - семьи, религии, системы образования, государ­ства и экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций, которые обеспечивают выживание организ­ма, Спенсер так же описывал общество.

Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционную теорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивное развитие. Заинтересовав­шись теорией естественного отбора Ч.Дарвина, Спенсер применил концепцию «выживания сильнейших» к социальному миру. Этот под­ход был определён как социальный дарвинизм. Спенсер пытался дока­зать, что правительство не должно вмешиваться в естественные про­цессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вы­мирать.

Карл Маркс (1818 - 1883) - немецкий политический деятель, философ, историк, экономист. Главная идея учения Маркса - идея ма­териалистического понимания истории.

Он акцентировал внимание на экономических условиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организации производства (например, сельского хозяйства или промышленности). На каждом историческом этапе эти факторы определяют господ­ствующие и угнетённые классы. Маркс был убеждён в том, что об­щество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает клас­совые конфликты.

Марксистская концепция заключается в том, что развитие осно­вывается на единстве и борьбе противоположностей и создании но­вых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Согласно взгляду Маркса на историю, каждый экономический строй развивает­ся до достижения им состояния максимальной эффективности; одно­временно с этим в нём развиваются внутренние противоречия. Ни од­на общественно-экономическая формация (определенный тип обще­ства, представляющий собой особую ступень в его развитии) не поги­бает раньше, чем разовьются все производительные силы, для кото­рых она даёт достаточно простора, а новые производственные отно­шения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства материальных благ и классовая структура общества, оказывает воз­действие на формирование всех общественных институтов. Над­стройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. По этой причине Маркс считал, что когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он изменит существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй - ком­мунизм.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог, считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ран­них обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими обще­ственных функций, на полном растворении индивидуальных созна­ний в «коллективном сознании». Структура общества была относи­тельно простой, с незначительным разделением труда. Такую соли­дарность Дюркгейм называет механической. В развитых обществах индивиды выполняют специальные функции в соответствии с разде­лением общественного труда, обусловливающего функциональную взаимозависимость и взаимообмен. Новый тип связей между индиви­дами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органиче­ский солидарностью.

По Дюркгейму, предмет социологии - социальные факты, со­ставляющие систему социальной действительности. Социальные фак­ты составляют способы мышления, деятельности и чувствования, на­ходящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вслед­ствие которой они ему навязываются».

Социальные факты представлены двумя группами: социальны­ми структурами и социальными институтами.

Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль со­циальных фактов в поведении людей в своей книге «Самоубийство» (1897), которая стала образцом обоснования социологии как эмпири­ческой науки. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Дюркгейм исследовал уровень самоубийств у раз­личных групп европейцев и в разные периоды жизни и пришёл к вы­воду, что различные показатели самоубийств (помимо тех, которые относятся к ведению психологии) являются следствиями вариаций социальной солидарности. Индивиды, имеющие целую сеть общест­венных связей, менее склонны к совершению самоубийств, чем инди­виды, слабо связанные с жизнью группы. Ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция служит типичной социальной при­чиной самоубийства в современном обществе.

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, экономист, юрист, считал, что социология, так же как и психология, изучает по­ведение индивида или группы индивидов. Ключевым аспектом явля­ется изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого поведения. Свою социологию Вебер на­звал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл пове­дения людей, «понять» и «причинно объяснить» их социальные дей­ствия. Именно социальное действие Вебер выводил в качестве пред­мета социологии. Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие идеального типа, который пред­ставляет собой теоретическую конструкцию, используемую для опре­деления основных характеристик социального феномена. Он не из­влекается из эмпирической реальности, а конструируется как теорети­ческая схема. Понятие идеального типа дает возможность изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

Вебер выделили четыре «идеальных типа» социального дейст­вия: целерациональоне, ценностно-рациональное, аффективное, тра­диционное.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества. Рационализация, по Веберу, это результат воздействия нескольких феноменов: античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экс­периментом, а затем и техникой; римское право; а также рациональ­нЫй способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению ра­бочей силы от средств производства. Фактором, который позволил синтезировать все эти элементы, явился протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический успех был воз­ведён протестантской этикой в религиозное призвание.

Георг Зиммель (1858-1918) - немецкий философ, социолог, ос­новоположник формальной социологии. Предметом социологии, по его мнению, являются формы социального, которое понимается как совокупность межиндивидуальных взаимодействий. Зиммель полагал, что можно отделить форму взаимодействия от содержания и показать наличие одной и той же формы у различных по содержанию и внешне отличных друг от друга взаимодействий. Наиболее важным является метод формальной социологии, анализ социальных взаимодействия и его оценка значения социального конфликта. Зиммель исследовал со­циальное развитие, социальную дифференциацию и возникновение денежной экономики. По его мнению, социология конституировалась как метод выделения особенного ряда факторов - форм обобществле­ния; затем следуют их упорядочение, систематизация, психологиче­ское обоснование и описание в развитии.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: