Объект и предмет социологии

Изучение любой науки начинается с определения ее объекта и предмета исследования. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не то­ждественны. Объект науки - это сфера реальности, на которую на­правлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изу­чаются данной наукой и определяются ее спецификой. Различные науки, исследующие один и тот же объект, могут иметь разные пред­меты познания (например, анатомия изучает строение организма че­ловека, физиология - функции его органов, медицина - его болезни и т.д.).

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает особых затруднений. Принято считать, что объектом социологическо­го познания является общество. Сам термин «социология» в бук­вальном переводе означает «наука об обществе» (от латинского societas - общество и греческого logos- учение). Более сложным представ­ляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследо­вателя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является по­нятие социальное, которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и от­ношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реально­сти и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это соци­альные общности и социальные системы, другие - закономерности социальных действий и массового поведения, третьи - законы и фор­мы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предмета со­циологии, можно заключить, что в самом широком смысле предмет­ную область социологического познания составляет вся совокупность социальных явлений и процессов, их причин, закономерностей и взаимосвязей, социальных отношений и взаимодействий, социальных общностей и институтов, структурных элементов и факторов, опреде­ляющих функционирование общества как целостной системы. Социо­логия призвана раскрывать природу социальных связей и отношений, механизмы воспроизводства и изменения социальных взаимодейст­вий, законы развития социальных общностей и массового поведения людей. Социологи могут также изучать экономические, политиче­ские, трудовые, духовные, семейно-бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, с точки зрения потребностей и интересов людей, их мотивов и ожиданий.

Таким образом, социология не ограничивается изучением одной из сфер общественной жизни, в том числе узко социальной, ибо об­ласть ее интересов охватывает весь комплекс проблем бытия челове­ка, социальных групп, слоев и общностей. В центре внимания социо­логов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, цен­ностных ориентации, нравственных мотивов становится в современ­ных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

Предметом изучения социологии являются социальные систе­мы, элементы и условия их существования, закономерности социаль­ной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Данное определение, как, впрочем, и любое другое, не может быть исчерпывающим, поскольку в рамках одной дефиниции трудно пере­дать все особенности социологического знания. Следует также иметь в виду, что предмет социологии не является стабильным, зафиксиро­ванным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребно­стями развития современного общества.

Выделение объекта и предмета социологии позволяет опре­делить ее как науку о законах функционирования и развития общест­ва и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Структура социологии

Современная социология представляет собой сложную раз­ветвленную систему научного знания, которая может быть структу­рирована по различным основаниям. В зависимости от объекта ис­следования социология подразделяется на общетеоретическую, отрас­левую и микросоциологию.

Общетеоретическая социология как макросоциологическое ис­следование ориентирована на выявление общих закономерностей функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни. В ней выделяют три раздела: исследование социальных инсти­тутов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.); исследование социальных общностей (социология социально­профессиональных групп, толпы, публики, этнических общностей, территориально-региональных образований и др.); исследование со­циальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процес­сов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает соци­альные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодейст­вий людей в их повседневной жизни.

В зависимости от уровня получаемого знания социология под­разделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического социологического исследования первостепенное значение имеют глу­бокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя раз­рывать эмпирическое и теоретическое, поскольку это две стороны единого целостного процесса Познания социальной реальности.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундамен­тального исследования - получение нового научного знания, откры­тие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки. Задачи прикладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эмпирические социологические исследования могут иметь и фундаментальную, и прикладную направленность.

В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи при­держиваются традиционного трехуровневого варианта: общая социо­логическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Другие пытаются модернизировать этот подход, выделяя социальную инже­нерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного разви­тия. Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, конкретно-социологические дисциплины (специальные теории), при­кладная социология, практическая социология. Все это свидетельст­вует о том, что представление о структуре социологии постоянно эво­люционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социо­логической мысли.

Функции социологии

Социология реализует все присущие общественной науке функ­ции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, про­гностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относит­ся также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Оче­видно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспе­чить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении не­гативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой - то, что требует радикальных преобра­зований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в системати­зации, описании полученного исследователями материала в виде раз­личных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управ­ленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источ­ником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии - составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни об­щества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий харак­тер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

- определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

- представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

- рассчитать возможные потери по каждому из альтернативных вариантов.

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повы­шение эффективности механизмов социального управления. Эти ре­комендации могут быть использованы как для социального планиро­вания жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение совре­менного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что со­циологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интер­претация полученных результатов нередко определяются социально- политической позицией социолога и зависят от его ценностных ори­ентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социо­логов, социологическая наука должна быть идеологически нейтраль­на. Поэтому задача социолога — не подменять научный подход идео­логическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

Место социологии в системе наук

Социология занимает особое место в системе общественных на­ук. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, социология в отличие от большинства других общественных наук изучает общество в целом как единую социальную систему; во-вторых, социология выступает в качестве теоретической и методологической основы для специальных общественных наук; в-третьих, социология разрабатывает методы со­циального измерения, технику и методику изучения жизнедеятельно­сти человека, которые используются другими общественными и гу­манитарными науками. В то же время социология не может разви­ваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими нау­ками. Особенно тесные связи сложились у социологии с философией, историей, политологией, экономической наукой.

Изначальной целостностью социальной мысли определяется общее между социологией и философией. Обе эти науки рассматри­вают общество в целом как интегральное образование, не сводимое к простой сумме составляющих его элементов. Однако социология изу­чает законы меньшей степени общности, нежели философия. Совер­шенно очевидно, что понятия и категории социологии более конкрет­ны но сравнению с понятийным аппаратом философии: если филосо­фия изучает такие понятия, как материя и сознание, то социология - социальную структуру, социальные институты, социальную органи­зацию общества. Целью философии выступает выработка ми­ровоззрения, а социологии - получение достоверных данных о жизни общества.

Диалектическое взаимодействие между философией и социоло­гией проявляется в том, что первая из них формулирует основопола­гающие принципы понимания общества, а вторая уточняет и конкре­тизирует эти положения на основе анализа социальной жизни людей во всем ее реальном многообразии.

Социология тесно связана с исторической наукой. Их взаимо­отношения определяются прежде всего тем, что социологические по­ложения и выводы опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Именно поэтому социологи широко использу­ют ретроспективный анализ в эмпирических исследованиях, что в свою очередь обогащает историческую науку, вооружая ее количест­венными методами анализа явлений. Обращение к методам социоло­гических исследований помогает историкам преодолевать описатель­ный подход к изучению исторических фактов. Углубление взаимосвя­зи социологии и истории проявилось в возникновении новой научной дисциплины - исторической социологии, призванной осуществить социологический анализ социального опыта прошлого.

Важным представляется вопрос о соотношении социологии и по­литологии: с одной стороны, закономерности политической жизни нельзя выявить без учета особенностей развития общества в целом, а с другой - общество нельзя понять и изменить, не учитывая того влияния, которое оказывают на него различные политические струк­туры, институты и организации. И социология, и политология обла­дают способностью быстро реагировать на любые события в общест­ве, при помощи пилотажных или зондажных исследований оператив­но изучать общественное мнение, его динамику в зависимости от по­литической ситуации. Не случайно на стыке социологии и политоло­гии возникла новая научная дисциплина - политическая социология.

В то же время социология и политология - это разные науки;

одна исследует социальную реальность, другая - политическую сферу общества. Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания общих соци­альных законов, социология выступает в качестве общетеоретической основы по отношению к политологии. В свою очередь политологиче­ские исследования дают необходимый1 материал для относительно бо­лее широких социологических обобщений.

Эффективное взаимодействие существует между социологией и экономической наукой. Социологические исследования не могут не опираться на экономическую теорию, так как процессы, происходя­щие в сфере материального производства и экономической деятель­ности людей, оказывают большое воздействие на развитие общества. Но и сами экономические процессы все больше оказываются в зави­симости от социальных условий и факторов, потребностей и интере­сов людей, их мотивации, отношения к труду, ценностных ориента­ции. Поэтому социология помогает экономистам анализировать роль человеческого фактора на производстве, его влияние на рост произво­дительности труда, повышение качества продукции, решение техно­логических и управленческих проблем современного предприятия.

Органическим проявлением такого сотрудничества стало воз­никновение нового научного направления - экономической социоло­гии, предметом изучения которой выступают социальные закономер­ности функционирования и развития экономики, воздействие соци­альных факторов на сферу экономических отношений.

Существуют определенные связи социологии с естественными и точными науками. Именно в процессе взаимодействия социологии с биологией нашел выражение системный подход в науке, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Особое значе­ние имеет взаимодействие социологии с математикой, поскольку раз­витие конкретных социологических исследований невозможно без широкого применения специальных математических методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: