Врачебный и педагогический контроль на занятиях

План

1. Врачебный и педагогический контроль на занятиях

2. Самоконтроль

3. Методика самоконтроля физического развития

4. Самоконтроль за функциональным состоянием и физической подготовленностью организма

5. Дневник самоконтроля

 

Врачебный и педагогический контроль на занятиях

Эффективность воздействия физических упражнений на организм человека зависит в первую очередь от правильно организованных учебно-тренировочных занятий (УТЗ). Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, планирование физической нагрузки без учета состояния здоровья и индивидуальных особенностей занимающихся, отсутствие регулярных медицинских наблюдений не дадут желаемых результатов и могут навредить здоровью.

Знания основ врачебного и педагогического контроля помогут сделать объективные выводы о состоянии здоровья, уровне подготовленности и безопасно подобрать тренировочные нагрузки индивидуального двигательного режима.

Врачебный контроль – это комплексное медицинское исследование, проводимое совместно врачом и преподавателем физического воспитания с целью оценки на организм физической нагрузки, определения уровня функциональной готовности и на основании этого совершенствование учебно-тренировочного процесса.

Первичное медицинское обследование студенты должны проходить перед началом занятий, повторное – один раз в год.

При первичном медицинском обследовании, определяются и оцениваются состояние здоровья и уровень физического развития, выявляется тем самым уровень физической подготовленности студента и врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, выявляются и анализируются изменениям здоровья, физического развития и подготовленности, делается вывод о соответствии объема и интенсивности нагрузки состоянию здоровья, о необходимости внесения корректив в учебно-тренировочный процесс (УТП).

Программа медицинского обследования предусматривает:

· общий и спортивный анамнез (опрос) для получения анкетных данных, сведений об особенностях физического развития, о перенесенных заболеваниях и травмах, жилищно-бытовых условий, режиме питания вредных привычках, образе жизни, занятиях формами физической культуры, режиме тренировок и т. д;

· наружный осмотр;

· антропометрические измерения;

· обследование нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.

· проведение функциональных проб с дозированной физической нагрузкой и исследованием изменения ЧСС, дыхания (частоты и объема), давления крови в исходном состоянии, на пике физической нагрузки и в восстановительном периоде после выполнения упражнений.

На основании этих показателей происходит распределение студентов в одно из учебных отделений (основное, подготовительное, специальное, лечебное, спортивного совершенствования) для прохождения обязательного курса физического воспитания.

Дополнительные медицинские обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к УТЗ после перенесённых заболеваний и травм.

Контроль за состоянием организма студентов – высококвалифицированных спортсменов (1 разряд и выше) значительно строже и чаще (не менее 3-4 раз в год). Проводится во врачебно-физкультурном диспансере, где студенты состоят на учете.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) – наблюдение врача совместно с преподавателем за занимающимся в процессе физической культуры. ВПН проводятся до, во время проведения и после занятий. С помощью общепризнанных методов определяется реакция организма на выполняемые тренировочные нагрузки. Эти наблюдения строятся на данных учета динамики наиболее доступных для исследования индивидуальных признаков и показателей у отдельных занимающихся (подсчет пульса, дыхания, измерение кровяного давления, динамометрия, характеристика внешних признаков утомления и т.д.).

При правильно организованном и проведенном УТЗ наблюдаются признаки благоприятной реакции организма занимающегося на физическую нагрузку. Частота пульса, дыхания и давление постепенно повышаются к основной части занятия, затем в заключительной части снижаются. ЧСС и величина мах КД во время выполнения упражнений повышаются, при этом минимальное давление не изменяется или несколько снижается. В состоянии хорошей тренированности показатели пульса и КД изменяются параллельно друг другу.; наблюдается укороченный восстановительный период, т. е после окончания мышечной работы физиологические показатели быстрее возвращаются к исходному уровню, чем у нетренированного. ЖЕЛ остается неизменной или повышается на протяжении всего УТЗ.

Педагогический контроль – процесс получения педагогической информации о влиянии занятий ФУ на результативность и работоспособность занимающегося с целью повышения эффективности УТП.

Данный контроль осуществляется преподавателем кафедры ФК и подразумевает проведение мониторинга – системы мероприятий по наблюдения, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Критерии оценки – результаты тестирования двигательной подготовленности и физического состояния, которые включают измерения и оценку результатов деятельности для характеристики уровня развития двигательных качеств, двигательных навыков и технического совершенства. Использование одних и тех же тестов позволяет выявлять динамику физической подготовленности в процессе занятий.

 

Самоконтроль

Самоконтроль – форма контроля человека за собственным физическим состоянием. При самоконтроле используют простые легкодоступные приемы наблюдения. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы – субъективные и объективные.

К субъективным показателям можно отнести оценку своего самочувствия, сна, аппетита, настроения. Самочувствие после правильно организованных и методически грамотно выполненных оздоровительных физических нагрузоксамочувствие должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При ощущениях психологического и физического дискомфорта в процессе или после окончания занятийследует обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, систематические умеренные физические нагрузкидают человеку заряд положительной энергии, дневной и ночной сон характеризуется быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после пробуждения.

Что касается аппетита, то непосредственно после окончания физической нагрузки чувство голода может быть угнетено благодаря выделению в крови эндорфинов (гормонов гипофиза), повышенная концентрация которых сохраняется еще некоторое время после завершения нагрузки. Поэтому не рекомендуетсяесть сразу после занятий, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить небольшое количество жидкости 1-2 стакана маленькими глотками (воды, минеральной воды или чая).

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита рекомендуется снизить нагрузки, а при повторных нарушениях – обратиться к врачу.

Незначительные болевые ощущения в мышцах, особенно на первых стадиях занятий, после выполнения новых видов физических упражнений или длительных перерывах вполне естественны и неизбежны. Обычно они являются следствием физических травм и после 7-10 дней регулярных занятий проходят. В случае появления болей в суставах необходимо сразу обратить на это внимание, так как они могут явиться следствием травм и перегрузок опорно-двигательного аппарата.

Объективные показатели – доступные в домашних условиях функциональные показатели ССС (ЧСС, артериальное давление, частота дыхания), возможные антропометрические измерения (вес, объем разных частей тела), результаты самостоятельного проведения контрольных тестов и результатов.

Методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки можно определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки – за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после – 20 ударов. После простых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Артериальное давление измеряют до и после нагрузки. В начале нагрузок систолическое давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Диастолическое же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и диастолического артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д –диастолическое давление, а П – пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице.

О величине физической нагрузки можно судить по частоте дыхания и показателей ЖЕЛ (объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха). В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин – 2,5-4 литра.

3. Методика самоконтроля физического развития

В процессе занятий физическими упражнениями занимающимся рекомендуется периодически оценивать уровень своего физического развития. Оценка физического развития проводится с помощью антропометрических измерений. Антропометрические измерения дают возможность определить уровень и особенности физического развития, степень соответствия полу и возрасту.

Антропометрические измерения следуют проводить периодически и в одно и тоже время суток, следуя общепринятой методики с использованием стандартных проверенных инструментов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: