Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания к текущему параграфу

Тренировочные тесты

1. Что из перечисленного относится к чертам монополистической конкуренции?

A. Дифференциация продукции

B. Совершенная информация

C. Однородность продукции

D. Отсутствие барьеров для входа в отрасль

2. Что из перечисленного не относится к факторам дифференциации товара?

A. Сервис

B. Качественные различия

C. Цена

D. Реклама

3. В условиях монополистической конкуренции барьеры для входа в отрасль связаны

A. С государственным регулированием

B. С дифференциацией продукта

C. С динамикой издержек

D. С необходимостью крупных инвестиций

4. Чем отличается спрос на товары при монополистической конкуренции?

A. Нулевой перекрестной эластичностью

B. Абсолютной перекрестной эластичностью

C. Значительной перекрестной эластичностью

D. Все верно

5. Что из перечисленного не относится к отраслям монополистической конкуренции?

A. Пищевая промышленность

B. Сфера услуг

C. Газовая и нефтяная отрасли

D. Легкая промышленность

6. В условиях монополистической конкуренции в наибольшей степени распространена

A. Монополизация рынка

B. Сговор (картель) конкурентов

C. Ценовая конкуренция

D. Неценовая конкуренция

7. Какую общую черту имеют рынки совершенной и монополистической конкуренции?

A. Рыночное поведение фирмы зависит от реакции ее конкурентов

B. Выпускают однородные товары

C. На рынке оперирует множество продавцов и покупателей

D. Выпускают дифференцированные товары

8. Кто является «первооткрывателем» монополистической конкуренции?

A. Э. Чемберлен

B. П. Самуэльсон

C. О. Курно

D. А. Лернер

9. Дифференциация продукта – это

A. Изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара

B. Действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм

C. Ситуация несовершенной конкуренции, когда одинаковые товары продаются разным покупателям по разной цене

D. Легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм

10. Что характерно для Российских предприятий?

A. Недостаточная дифференциация продукции

B. Высокая дифференциация продукции

C. Большие затраты на НИОКР

D. Большие затраты на рекламу чем у западных фирм

 

Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Оптимизация выпуска в краткосрочном периоде

Кривая спроса

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции мы, как обычно, прибегнем к графику. На рис. 8.6 представлена ситуация, складывающаяся в краткосрочном периоде.

В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции — спрос не является абсолютно эластичным. Другими словами, кривая не параллельна оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причина этого — дифференциация продукта.

Рис. 8.6. Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было бы в случае фирмы-монополии. Но, благодаря дифференциации на своем сегменте рынка, она — монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

Правило МС = МR

Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу. Это — правило МС = МR. Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения МС и МR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене P0 фирма максимизирует свою прибыль (рис. 8.6 а) или минимизирует убытки (рис. 8.6 б). Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р0 при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде наиболее заметны «родовые» черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: