Тема 9. Совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством

Характеристика жилищного фонда РФ

 
Показатели Значения  
Жилищный фонд - всего, млн. м І 3058,4  
В том числе:    
Муниципальный фонд, млн. м І 412,9 (13,5%)  
Частный фонд, млн. м І 2479,0 81,1%)  
Государственный фонд, млн. м І 161,9 (5,3%)  
Ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м І 99,1 (3,2%)  
В том числе:    
Ветхий жилищный фонд, млн. м І 84,1 (2,8%)  
Аварийный жилищный фонд, млн. м І 15,0 (0,05%)  
Средняя обеспеченность жильем на одного проживающего (м І) 21,5  
Общая площадь капитально отремонтированных жилых домов, тыс. м І 30573,6 (1%)  
     

Табл. 2.Всего в Российской Федерации строений: -19,0 млн. ед.,: в том числе построенных:

 
  млн. единиц %  
до 1920 г. 1,1 5,8  
с 1921-1945 гг. 2,1 11,0  
1946-1970 гг. 8,6 45,3  
1971-1995 гг. 6,1 32,1  
после 1995 г. 1,1 5,8  
       

Табл.3

Распределение жилых зданий по проценту износа:

 
  млн. единиц %  
0 до 30% 7,3 38,4  
31 до 65% 10,6 55,8  
65% 1,1 5,8  
       

Табл.4.Распределение жилых домов по материалу стен:

 
  млн. единиц %  
каменных, кирпичных 4,5 23,7  
панельных 0,5 2,6  
смешанных 0,9 4,8  
деревянных 10,7 56,3  
прочих 1,9 1,0  
Наличие жилых квартир:      
  млн. единиц %  
всего 56,0    
в том числе однокомнатные 13,0 23,2  
двухкомнатные 22,9 40,9  
трехкомнатные 16,4 29,3  
четырехкомнатные и более 3,7 6,6  
  Табл.5.Благоустройство жилых домов основными видами благоустройства, в % от общего жилищного фонда:
 
Наименование Российская Федерация  
водопровод 74,2  
канализация 70,0  
центральное отопление 75,0  
ванна 64,4  
горячее водоснабжение 61,0  
газ 70,2  
напольные электроплиты 16,5  

 

Областной стандарт уровня платежей по отношению к уровню затрат на эксплуатацию и ремонт жилья и коммунальные услуги (в процентах по годам):

Год Доля платежей населения в затратах на жилищно - коммунальные услуги (в %)
   
   
   
   
   
   
   

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг. Норматив позволяет рассчитывать размер средств, необходимых для предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и жилищно - коммунальных услуг. При распределении средств бюджета Московской области потребность в жилищных субсидиях будет рассчитываться исходя из нижеследующих величин максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного дохода семьи):

Год Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в % от совокупного дохода)
   
   
   
   
   
   
   
     

 

Содержание действующего механизма управления ЖКХ.

В управлении ЖКХ приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов жителей и обоснованных, продуманных решениях. В результате для муниципального хозяйства большинства городов и поселений страны характерны низкое качество проводимых работ и предоставляемых услуг, бесхозяйственность и крайняя неэффективность использования ресурсов, игнорирование интересов потребителей, высокая бюджетная нагрузка и повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований управленческой системы и переход к индикативному механизму управления, адекватно соответствующему рыночным условиям хозяйствования.

Развитие договорных отношений в ЖКХ.

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должно быть положено рациональное разделение функций и организация договорных взаимоотношений между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.

Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие* объектов жилищно-коммунального хозяйства должны заключаться службой заказчика или управляющей компанией, как правило, на конкурсной основе с привлечением организаций - подрядчиков различных организационно-правовых форм.

Направления и конкретные меры по формированию эффективного механизма управления ЖКХ.

Важнейшей целью нового механизма управления ЖКХ служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, работах, энергии и прочих результатах деятельности данной сферы.

Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:

первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития ЖКХ;

разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками данного процесса и максимально полный учет их интересов на экономической и правовой основах;

активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;

внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в ЖКХ;

обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем: водо- и. энергоснабжение, общественный транспорт и др.;

обеспечение устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей ЖКХ, прежде всего финансовое, за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы ЖКХ и улучшения системы подготовки кадров.

Структура управления в доперестроечный период.

Структура управления ЖКХ РСФСР строилась на принципах двойного подчинения: министерству и местным органам власти. На практике министерство распределяло материально-технические и финансовые ресурсы, а также согласовывало назначения первых руководителей отраслевых предприятий и объединений. За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена технологически, как по своим методам, так и формам реализации.

Предприятия, организации и объединения ЖКХ были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их осуществлялось в основном из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих их убытки. Убыточность в свою очередь определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных тарифов и услуг. Понятно, что дотационность предприятий, организаций и объединений не стимулировала специалистов и руководителей к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения ресурсосберегающих технологий и техники.

Совершенствование управления ЖКХ в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ.

Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новей­шего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Фе­дерации, а именно:

состоялось заседание Президиума Государ­ственного Совета Рос­сийской Федерации, по­священное реформиро­ванию ЖКХ (19-20 янва­ря 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правитель­ству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;

согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-комму­нального хозяйства Российской Феде­рации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);

принят Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жи­лищно-коммунального хозяйства" (от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозна­ченных в этих документах, является форми­рование рыночных отношений, приватиза­ция объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства -т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспе­чит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммуналь­ной сферы.

Основные рычаги управления

Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые; играют роль и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Организационно-правовые рычаги необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.

Важнейшие функции управления ЖКХ

Важнейшими функциями управления ЖКХ служат маркетинг, инновационный менеджмент, прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль.

Базовые принципы механизма управления ЖКХ.

практическое разделение функций заказчика и подрядчика в отраслях ЖКХ и обеспечение экономической заинтересованности исполнителей в результатах своей деятельности,

использование различных форм договорных отношений между заказчиком и подрядчиком;

приоритетное развитие общегородских функций стратегического управления и контроля с целью обеспечения комплексного развития городского хозяйства;

разработка системы нормативного ресурсообеспечения и соответствующей тарифной политики в городском хозяйстве;

обоснование мероприятий по созданию благоприятного общественного мнения и привлечению населения к участию в сфере городского хозяйства в разных формах.

 

Создание товариществ собственников жилья и кондоминиумов на современном этапе – один из аспектов реформирования ЖКХ.

 

Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.

Законодательство о кондоминиумах и товариществах собственников жилья устанавливает:

отношения собственности в кондоминиуме;

порядок образования, эксплуатации, приращения, отчуждения и передачи прав на недвижимое имущество в кондоминиуме;

требования к государственной регистрации недвижимого имущества, являющегося объектом отношений собственности в кондоминиуме;

порядок управления недвижимым имуществом в кондоминиуме, создания, функционирования и ликвидации товарищества собственников жилья.

Создание конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации муниципальных предприятий ЖКХ.

Развитие конкурентной среды может осуществляться в сфере управления системами городского водоснабжения и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которых находятся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми сетями, в котором формулирует целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.

При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: