Характеристика жилищного фонда РФ
Показатели | Значения | |
Жилищный фонд - всего, млн. м І | 3058,4 | |
В том числе: | ||
Муниципальный фонд, млн. м І | 412,9 (13,5%) | |
Частный фонд, млн. м І | 2479,0 81,1%) | |
Государственный фонд, млн. м І | 161,9 (5,3%) | |
Ветхий и аварийный жилищный фонд, млн. м І | 99,1 (3,2%) | |
В том числе: | ||
Ветхий жилищный фонд, млн. м І | 84,1 (2,8%) | |
Аварийный жилищный фонд, млн. м І | 15,0 (0,05%) | |
Средняя обеспеченность жильем на одного проживающего (м І) | 21,5 | |
Общая площадь капитально отремонтированных жилых домов, тыс. м І | 30573,6 (1%) | |
Табл. 2.Всего в Российской Федерации строений: -19,0 млн. ед.,: в том числе построенных:
млн. единиц | % | ||
до 1920 г. | 1,1 | 5,8 | |
с 1921-1945 гг. | 2,1 | 11,0 | |
1946-1970 гг. | 8,6 | 45,3 | |
1971-1995 гг. | 6,1 | 32,1 | |
после 1995 г. | 1,1 | 5,8 | |
Табл.3
Распределение жилых зданий по проценту износа:
млн. единиц | % | ||
0 до 30% | 7,3 | 38,4 | |
31 до 65% | 10,6 | 55,8 | |
65% | 1,1 | 5,8 | |
Табл.4.Распределение жилых домов по материалу стен:
|
|
млн. единиц | % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
каменных, кирпичных | 4,5 | 23,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
панельных | 0,5 | 2,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
смешанных | 0,9 | 4,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деревянных | 10,7 | 56,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочих | 1,9 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие жилых квартир: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
млн. единиц | % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
всего | 56,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе однокомнатные | 13,0 | 23,2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двухкомнатные | 22,9 | 40,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трехкомнатные | 16,4 | 29,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
четырехкомнатные и более | 3,7 | 6,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Табл.5.Благоустройство жилых домов основными видами благоустройства, в % от общего жилищного фонда:
Областной стандарт уровня платежей по отношению к уровню затрат на эксплуатацию и ремонт жилья и коммунальные услуги (в процентах по годам):
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг. Норматив позволяет рассчитывать размер средств, необходимых для предоставления жилищных субсидий на оплату жилья и жилищно - коммунальных услуг. При распределении средств бюджета Московской области потребность в жилищных субсидиях будет рассчитываться исходя из нижеследующих величин максимально допустимой доли расходов (в процентах от совокупного дохода семьи):
|
Содержание действующего механизма управления ЖКХ.
В управлении ЖКХ приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов жителей и обоснованных, продуманных решениях. В результате для муниципального хозяйства большинства городов и поселений страны характерны низкое качество проводимых работ и предоставляемых услуг, бесхозяйственность и крайняя неэффективность использования ресурсов, игнорирование интересов потребителей, высокая бюджетная нагрузка и повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей. Отсюда следует настоятельная необходимость проведения глубоких преобразований управленческой системы и переход к индикативному механизму управления, адекватно соответствующему рыночным условиям хозяйствования.
Развитие договорных отношений в ЖКХ.
В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должно быть положено рациональное разделение функций и организация договорных взаимоотношений между субъектами собственности жилищного фонда и объектов коммунального назначения и субъектами хозяйствования - организациями жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм с соответствующим разделением прав, обязанностей и ответственности сторон.
Договоры на обслуживание, содержание, ремонт и развитие* объектов жилищно-коммунального хозяйства должны заключаться службой заказчика или управляющей компанией, как правило, на конкурсной основе с привлечением организаций - подрядчиков различных организационно-правовых форм.
Направления и конкретные меры по формированию эффективного механизма управления ЖКХ.
Важнейшей целью нового механизма управления ЖКХ служит максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, работах, энергии и прочих результатах деятельности данной сферы.
Для достижения этой цели возникает необходимость решения следующих задач:
первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития ЖКХ;
разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками данного процесса и максимально полный учет их интересов на экономической и правовой основах;
активное включение противозатратных рычагов хозяйствования;
внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в ЖКХ;
обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем: водо- и. энергоснабжение, общественный транспорт и др.;
обеспечение устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей ЖКХ, прежде всего финансовое, за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы ЖКХ и улучшения системы подготовки кадров.
Структура управления в доперестроечный период.
Структура управления ЖКХ РСФСР строилась на принципах двойного подчинения: министерству и местным органам власти. На практике министерство распределяло материально-технические и финансовые ресурсы, а также согласовывало назначения первых руководителей отраслевых предприятий и объединений. За несколько десятилетий эта система была достаточно хорошо отлажена технологически, как по своим методам, так и формам реализации.
Предприятия, организации и объединения ЖКХ были практически полностью лишены самостоятельности. Финансирование их осуществлялось в основном из общественных фондов потребления в виде дотаций, покрывающих их убытки. Убыточность в свою очередь определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных тарифов и услуг. Понятно, что дотационность предприятий, организаций и объединений не стимулировала специалистов и руководителей к поискам путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения ресурсосберегающих технологий и техники.
|
|
Совершенствование управления ЖКХ в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ.
Только в 2007 г. произошло как минимум три события государственного масштаба, которые ознаменовали собой начало новейшего курса на реформирование жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, а именно:
состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, посвященное реформированию ЖКХ (19-20 января 2007 г.). По его итогам Президент РФ дал ряд соответствующих поручений Правительству РФ, высшим должностным лицам субъектов РФ;
согласно поручению Правительства РФ был утвержден Комплекс мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2007-2008 годы (приказ Минрегиона России от 27.06.2007 № 54);
принят Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (от 21.07.2007 № 185-ФЗ). Лейтмотивом новых подходов, обозначенных в этих документах, является формирование рыночных отношений, приватизация объектов ЖКХ, создание ТСЖ, развитие частно-государственного партнерства -т. е. те же цели, что и в новой Концепции. Реализация этих и подобных либеральных мер, как считали их разработчики, обеспечит в ближайшие 2-3 года фундаментальное преобразование всей жилищно-коммунальной сферы.
Основные рычаги управления
Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые; играют роль и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий. В качестве прямых экономических рычагов целесообразно использовать следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, хозяйственные договоры, местные заказы и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Организационно-правовые рычаги необходимы для организации разработки и реализации прогнозов, планов и программ, заключения договоров на выполнение работ, проведения налоговой и финансово-кредитной политики в области управления данной сферой.
|
|
Важнейшие функции управления ЖКХ
Важнейшими функциями управления ЖКХ служат маркетинг, инновационный менеджмент, прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль.
Базовые принципы механизма управления ЖКХ.
практическое разделение функций заказчика и подрядчика в отраслях ЖКХ и обеспечение экономической заинтересованности исполнителей в результатах своей деятельности,
использование различных форм договорных отношений между заказчиком и подрядчиком;
приоритетное развитие общегородских функций стратегического управления и контроля с целью обеспечения комплексного развития городского хозяйства;
разработка системы нормативного ресурсообеспечения и соответствующей тарифной политики в городском хозяйстве;
обоснование мероприятий по созданию благоприятного общественного мнения и привлечению населения к участию в сфере городского хозяйства в разных формах.
Создание товариществ собственников жилья и кондоминиумов на современном этапе – один из аспектов реформирования ЖКХ.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Законодательство о кондоминиумах и товариществах собственников жилья устанавливает:
отношения собственности в кондоминиуме;
порядок образования, эксплуатации, приращения, отчуждения и передачи прав на недвижимое имущество в кондоминиуме;
требования к государственной регистрации недвижимого имущества, являющегося объектом отношений собственности в кондоминиуме;
порядок управления недвижимым имуществом в кондоминиуме, создания, функционирования и ликвидации товарищества собственников жилья.
Создание конкурентной среды в сфере управления и эксплуатации муниципальных предприятий ЖКХ.
Развитие конкурентной среды может осуществляться в сфере управления системами городского водоснабжения и водоотведения или теплоснабжения, основные фонды которых находятся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления заключают с управляющей фирмой договор на управление системой водоснабжения, водоотведения или тепловыми сетями, в котором формулирует целевые установки деятельности фирмы на время действия договора. Таким образом, компания по управлению городскими сетями принимает на себя обязательства, связанные, как правило, с повышением качества предоставляемых услуг, которое формулируется либо в виде натуральных показателей, либо в виде индикаторов.
При этом неотъемлемой частью договора на управление является определение тарифной политики муниципалитета по отношению к данной коммунальной услуге с учетом значений индикаторов, отражающих стандарты качества услуги.