Местное самоуправление в России. Сравнительная характеристика с зарубежными странами

Теории местного самоуправления. В российской и зарубежной юридической науке нет однозначного понимания местного самоуправления.

Концепция самоуправления и местного самоуправления претерпевала определенную эволюцию, которая объяснялась сменой воззрений о том, что только «имущие граждане», прежде всего земельные собственники и торговцы, должны участвовать в управлении, на идеи об образовании правильного народного государства» выступающего как «часть самоорганизации новейшего индустриального общества».

Сущность МСУ объясняют различные теории местного самоуправления. Их Возникновение датируется серединой 19 века.

1. Общественная теория МСУ.В рамках данной теории выделяются:

· теория свободной (естественной) общины - Гербер, Аренс, Э. Мейер,О.Лабланд, О. Ресслер;

· хозяйственная теория МСУ.- Р.Моль, А. Васильчиков.

2. Государственная теория МСУ - Р.Гнейст, Л.Штейн. Н.И. Лазаревский,

А.Д. Градовский, В.П. Безобразов.

3. Симбиоз общественной и государственной — дуалистическая теория МСУ.

4. Юридическая теория МСУ

5. Политическая теория МСУ

Во всех теориях основным был вопрос о соотношении государственной власти и местного самоуправления - независимость или подчиненность

Состояние «теории самоуправления» в современной России поражает удивительным смешением всех этапов ее становления в Европе:

1) отделение государства от самоуправления по статье 12 Конституции РФ, рождающее постоянные опасения сепаратизма как у Федерации, так и у от­дельных ее субъектов может быть оценена в рамках «хозяйственной» теории;

 

2) обсуждение проекта Закона «О местном самоуправлении в РСФСР» от 1991 года, когда старательно пытались выявить базовый уровень местного самоуправления, свидетельствует о проявлении положений теории «свободной общины» в тот период;

3) постоянное вмешательство федеральных и государственных властей в деятельность самоуправлений привносит значительный элемент теории государственной;

4) В основу Федерального закона от 28 августа 1995 года были положены правовые идеи общественной теории местного самоуправления;

5) Современная концепция местного самоуправления одновременно содержит в себе элементы как государственной, так и общественной теории:

ü статья 12 Конституции РФ, является воплощением общественной теории

местного самоуправления: органы местного самоуправления не входя в систему органов государственной власти.

ü часть 2 статьи 132 Конституции РФ, является воплощением государственной теории местного самоуправления: органы местногосамоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Понятие местного самоуправления. Документом, наиболее полно излагающим понятие и принципы местного самоуправления, считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 года. Согласно официальной русской версии Хартии, подготовленной в Совете Европы «под местным самоуправлением понимается ПРАВО и РЕАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬорганов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» (п. 1. ст.3 Хартии).

Несложно обнаружить в этом определении нарушение норм логики: понятие определяется само через себя - местное самоуправление через деятельность органов МСУ. Однако следует иметь в виду, что это проблемы перевода на русский язык с первоисточников Хартии ‒ аутентичных текстов на французском и английском языках.

Предлагается следующий перевод п.1. ст.З Хартии: «под местным самоуправлением понимается ПРАВО и РЕАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬместных сообществ регламентировать значительную часть дел гражданского общества и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность ив интересах местного населения».

Россия ратифицировала Хартию в 1998 году и после ратификации в России формально, в соответствии со ст. 15 Конституции признано МСУ в понимании Европейской Хартии, в соответствии с которой:

1. под местным самоуправлением понимается ПРАВО и РЕАЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения;

2. это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собранию граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если она допускается законом.

Хартия в ст.2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в Конституции страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: