Впервые в Конституции само понятие появилось 21 апреля 1992 года

В рамках конституционной реформы 1993 года произошло провозглашение института местного самоуправления в качестве самостоятельной структуры в системе публичной власти, имеющего организационную обособленность, признание и гарантированность со стороны государства и закрепление его в качестве одной из основ системы управления Российской Федерацией. - ст.3,12, гл.8 КРФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года ч.2.ст.1:

«МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ‒ это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Как видно это определение несколько отличается от определения в Европейской Хартии местного самоуправления. Так в хартии под МСУ понимается деятельность органов МСУ, в то время как в российском законодательстве подчеркивается участие населения.

В самом общем виде, «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ» ‒ это система организации и деятельности граждан. Эта СИСТЕМА представляет собой совокупностьорганизационных форм и институтов прямого самоуправления, посредством которых реализуются ПРИНЦИПЫ и ФУНКЦИИ местного самоуправления.

СИСТЕМА МСУ ‒ совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образовании, посредством которой обеспечивается решение ВМЗ. Ее элементами являются конституционно закрепленные две основные формы народовластия:

• Непосредственная (прямая демократия);

• Опосредованное участие населения в местном самоуправлении через систему его органов.

 

В науке муниципального права выделяют несколько систем местного самоуправления как типа организации и функционирования муниципальных учреждений. Среди них:

· Англосаксонская муниципальная система;

· Континентальная (французская) модель местного самоуправления;

· Местное (коммунальное) самоуправление Германии, в рамках которой применяются различные формы и разновидности;

· Иберийская система.

 

В Испании, Португалии, в ряде иноязычных стран Латинской Америки, а также в некоторых арабских государствах (Египет, Сирия) применяется иберийская система местного самоуправления. Система, аналогичная иберийской, сложилась в Японии.

Согласно данной системе на всех уровнях административно- территориального деления избираются местные советы и главы местной администрации (алькады, регидоры), причем последние избираются либо советом, либо населением непосредственно. Назначенных представителей государственной власти на местах нет, но избираемый глава местной администрации утверждается центральной властью в качестве представителя в административно-территориальной единице и действует «как бы в двух ипостасях: с одной стороны, он исполнительный орган совета, обязанный исполнить его решения, а с другой стороны представитель государства, контролирующий законность действий местного самоуправления».

Действуя в качестве агентов центрального правительства, выборные главы местных администраций осуществляют административную опеку за деятельностью местных представительных органов. Они в праве приостановить на определенный срок решения местного совета, обращаться с предложениями к центральным органам государственной власти о роспуске тех советов, которые систематически нарушают законы и т.д.

 

В целом в Европе отношение к местному самоуправлению поляризуется по оси «север-юг». Скандинавские страны отличаются высокой степенью автономии местного самоуправления, страны Южной Европы - низкой.

Адольф Гессер в книге «Свобода муниципальных образований как спасение Европы» связывает уровень развития местного самоуправления с историей развития общественных свобод и государственности, выделяя:

1) «исконно свободные» страны с традиционно высокой степенью гражданских свобод, выработавшие иммунитет против монархически- бюрократической централизации (Великобритания, государства Северной Европы, Нидерланды, Швейцария, вне Европы - США):

2) «либерализованные государства верховной власти», основанные на общем подчинении бюрократическому аппарату и оставляющие мало места для реального «управления под свою ответственность» на местном уровне (Испания, Франция, Италия и Германия).

 

 

В зарубежных странах признаются следующие модели взаимоотношений местного управления и государства:

1. «Модель партнерства» рассматривает «отношения местных и центральных властей как отношения партнеров и равноправных товарищей (по определенной аналогии с гражданским правом), преследующих общие цели и оказывающих определенные услуги населению. Данная модель характерна, прежде всего, для таких государств, как США, Швейцария, Голландия, которые строились в политико-правовом отношении «снизу вверх», путем объединения множества местных сообществ.

 

2. «Агентская модель» предполагает отношения, в которых главную роль принадлежит государству. Органы местного самоуправления рассматриваются как агенты центральной власти на территориальном уровне. Государство в этой связи выступает как определенный гарант эффективности деятельности местных органов и как определенный фактор стабильности жизни того или иного региона. Тем самым, «подчеркивается, что местное управление является «всего лишь административным средством осуществления управленческих функций на местах», нацеленным «не столько на обеспечение местного представительства, сколько на предоставление услуг».

 

 

3. «Концепция взаимосвязи». В отличие от вышеприведенных, абсолютно полярных моделей, эта модель исходит из иных базовых моментов, определяющих характер взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во-первых, констатируется тот факт, что они характеризуются определенной степенью самостоятельности и независимости по отношению друг к другу. Во-вторых, с другой стороны, существует определенная взаимозависимость в деятельности, как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти. Это определяется наличием властных полномочий у обеих сторон, в частности их финансовыми ресурсами. Это и вынуждает их взаимодействовать друг с другом, находя точки соприкосновения на основе переговоров, достижения компромисса.

ПРИНЦИПЫ МСУ

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

МСУ в Российской Федерации базируется на определенных принципах:

· Принцип самостоятельности МСУ в пределах своих полномочий;

· Принцип организационной обособленности местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействия с органами государственной власти в осуществлении общих задач;

· Принцип многообразия организационных форм осуществления МСУ;

· Принцип учета исторических, национальных, культурных и иных особенностей;

· Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления населения;

· Принцип соответствия материальных и финансовых ресурсов МСУ его компетенции;

· Принцип законности в организации и деятельности МСУ;

· Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

· Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, населением, предприятиями, учреждениями, организациями;

· Принцип гласности деятельности МСУ;

· Принцип государственной гарантированности местного самоуправления.

 

СЛАЙДЫ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: